Влияние самооценки на поведение человека в социуме

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Также большой вклад в изучение данного определения внес Абрахам Маслоу. Он оценил самооценку, как иерархию потребностей человека. На основе этого он создал своеобразную пирамиду, где в самом низу располагаются физиологические потребности. Выше он разместил потребность в безопасности и защите, любви, самоуважении.

На самой верхушке пирамиды находится потребность самосовершенствования. Согласно теории Маслоу невозможно изменить верхний уровень самооценки, если не проделана работа над более низким. То есть, чтобы добиться самосовершенствования, нужно сначала получить самоуважение.

Если рассматривать подробнее, то Маслоу разделял самооценку следующим образом:

Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Потребность человека

Особенности

Физиологическая К ним относятся плотские потребности. Например, движение, собственное жилье, еда, воспроизведение потомства, красивая одежда и прочее.
Безопасность Уверенность человека в будущем, стабильность, безопасность жизни, доверие к окружающим, гарантированное трудоустройство, здоровье.
Любовь Потребность человека взаимодействовать с социумом, принадлежности к той или иной социальной группе, внимание по отношению к себе, заботе.
Самооценка Потребность в уважении окружающих, особом социальном статусе, карьерном росте.
Самовыражение Нравственные потребности, например, в признании творчества, реализации имеющихся навыков и умений.

Также в современной психологии определяют несколько основных видов самооценки:

  • Адекватная. В этом случае то, кем человек себя воспринимает и какими качествами наделяет, полностью совпадает с тем, что о нем думают окружающие. Адекватная самооценка обозначает трезвое мышление и признание своих сильных, а также слабых сторон. Личность способна к самокритике и готова проделывать работу над ошибками. Благодаря этому сильные стороны характера человека продолжают культивироваться, а слабые стороны становятся все менее заметными.
  • Неадекватная. Искаженное восприятие собственного «Я». Человек не оценивает себя объективно, старается выдавать желаемое за действительное. При этом неадекватная оценка не обязательно завышена. Человек может быть о себе худшего мнения, чем его окружение. В этом случае личность пытается развивать в себе качества, которые не являются необходимыми, из-за чего возникает внутренний диссонанс, и появляются проблемы в общении с окружающим миром. Неадекватная самооценка не позволяет человеку самореализовываться и развиваться.
  • Смешанная. В зависимости от ситуации человек может проявлять сначала одни качества, а потом совершенно противоположные. Такая личность может казаться очень уверенной в себе, а в следующую минуту проявлять слабость и неспособность принимать обдуманные решения.
Подробный обзор

Функции самооценки

В психологии самооценку считают важным компонентом личности, обладающим рядом функций.

Регуляторная

Обеспечивается выполнение человеком задач и принятие решений.

Она оценивает, обеспечивает защиту, стимулирует к достижению целей.

Защитная

Она позволяет личности стать независимой и выработать относительную стабильность.

Развивающая

Человек стремится к совершенствованию своих навыков и способностей, постоянно развивается.

Отражающая

Самооценка показывает осознание личностью своих поступков и черт.

Эмоциональная

Обеспечивает чувство удовлетворенности своей жизнью, качествами и характеристиками.

Адаптационная

Функции самооценки

Самоуважение позволит человеку приспособиться к социуму и окружающему миру.

Прогностическая

Благодаря этой функции регулируется активность человека в начале его деятельности.

Корригирующая

Позволяет обеспечить контроль в процессе жизни.

Ретроспективная

Человек оценивает свое поведение и работу на конечном этапе пути.

Мотивирующая

Она побуждает человека к действиям, чтобы добиться одобрения и получить позитивные самооценочные реакции в виде удовлетворения, гордости за себя, самоуважения, улучшения самовосприятия.

Терминальная

Если определенные действия провоцируют появление критики и развивают ощущение человеком недовольства собой, в этой ситуации он прекращает свою деятельность.

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Самосознание бывает устойчивым и сохраняет особенности независимо от влияния внешних раздражителей.

Уверенность в себе и восприятие личности зависит того, какие притязания имеет человек, и насколько действительность им соответствует.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Формирование самооценки личности

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

Читайте также:  6 научно доказанных способов побороть боязнь темноты

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

Еще у не рожденного малыша начинает формироваться самооценка. Факт эмоциональной связи мамы и ребенка давно доказан. Переживания женщины непосредственно влияют на плод. Если беременность желанная, мама с радостью вынашивает кроху, его клеточная память способна зафиксировать данный факт. Это соответствующим образом влияет на зарождение важных личностных качеств, которые остаются с человеком на всю его жизнь.

После появления малыша на свет развитие его самооценки происходит в четыре этапа:

С момента рождения до полутора лет

Это период тактильных ощущений, когда младенец познает мир посредством прикосновений, заботы родителей и близких людей. Желанный малыш уже внутриутробно получает подсознательную информацию о том, что он нужен, значим. Появившись на свет, он нуждается в соответствующей заботе родных. У младенцев процесс анализа отсутствует, но бессознательно вырисовывается картинка:

  • вовремя покормили, убаюкали, поиграли — значит «я хороший»;
  • забыли, долго плачет, не обращают внимания — «я плохой, никому не нужен».

То есть с первого дня жизни важно обеспечить крохе достаточно тепла, заботы, внимания.

От полутора до 3-4 лет

В этот период дети активно познают мир. Делают они это различными способами. Рядом с созидательными действиями могут наблюдаться и разрушительные (открутил колеса у машинки и т. д.) В зависимости от реакции близких формируются определенные стороны самооценки. Недопустима критика, откровенный негатив. Ситуацию лучше контролировать, действуя тонко и деликатно. Необходимо дать крохе почувствовать себя самостоятельным, способным нести ответственность за сделанное. А если что-то не получилось, поддержать и предложить повторить попытку.

Предпосылки и этапы формирования самооценки

С 4 до 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст характеризуется появлением осознания самого себя и своего места среди сверстников. Ребенку важно, сколько у него друзей, почему кто-то не хочет с ним общаться и т. д. Анализируя ситуацию, малыш склонен искать причину в себе. Поэтому, если папа устал и не хочет играть в мяч, следует объяснить это сыну или дочери. Иначе ребенок решит, что причина нежелания общения кроется в его плохом поведении. Будет думать и вспоминать, что же он сделал не так. То есть появится неоправданное чувство вины, которое негативно сказывается на формировании самооценки.

С 6 до 14 лет

Сложный, интересный, длительный этап. Здесь идет формирование таких качеств, как:

  • интерес к процессу труда и достижению результата;
  • оценка его действий другими членами коллектива.

У ребенка может быть необычное хобби, но неприятие его интересов другими может повлиять на его развитие негативно. Человечек просто разуверится в себе из-за сложностей и непонимания в коллективе.

Ни в одном из этапов развития самооценки ребенка нельзя допускать ошибок. Каждый упущенный момент отразится на жизненной позиции уже взрослого человека.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Развитие самооценки проходит этапа

Психологи выделяют 4 основных этапа развития детской самооценки. Каждый этап имеет большое значение и ошибки допускать нельзя ни в одном из них. Характер человека формируется с первых минут появления на свет.

1 этап – от рождения до 18 месяцев

Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.

Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет

В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.

Развитие самооценки проходит этапа

3 этап – от 4 до 6 лет

В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.

Читайте также:  7 опасностей в отношениях мужа и жены после рождения ребенка

Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет

Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.

Связь самооценки и УП

Результаты исследования начала 20 века показали, что человек формирует свой УП так, чтобы не навредить своей самооценке. Самооценка — это оценивание человеком собственных знаний, умений, качеств, черт характера, внешности. Ее виды: завышенная, заниженная и адекватная.

Признаки завышенной самооценки:

  • Чувство превосходства над другими.
  • Идеализирование своего образа.
  • Игнорирование своих неудач.
  • Выдача своих минусов за плюсы.
  • Недоступность для других.
  • Обвинение других в своих неудачах.
  • Негативное отношение к критике.
  • Высокий УП.

Признаки заниженной самооценки:

  • Повышенное чувство тревоги.
  • Неуверенность в своих силах, застенчивость, нерешительность.
  • Зависимость от чужого мнения.
  • Низкий УП.
  • Повышенные требования к себе и окружающим.
  • Подозрительность, зависть, мнительность.
  • Занудность.
  • Заниженный силуэт тела (голова втянута в плечи, сутулая спина).

Адекватная самооценка — это та, при которой познавательный и защитный процессы психики человека взаимосвязаны и действуют в нужном направлении.

Из-за желания повысить самооценку при выборе уровня сложности задачи человек становится заложником двух условий:

  1. Повышение УП для достижения успеха.
  2. Снижение УП во избежание провала.

Зависимость самооценки от УП есть, но она не прямая, а косвенная. Ошибочно полагать, что он занижает или завышает самооценку. На ее уровень влияет степень адекватности притязаний и совпадение УП с возможностями индивида. УП имеет зависимость от того, адекватна самооценка или нет. Неадекватная самооценка приводит к необъективным притязаниям, которые либо завышены, либо занижены. Это можно отследить по следующим признакам:

  • Когда часто выбираются либо очень трудные, либо очень легкие цели.
  • Повышенная тревожность.
  • Неуверенность в своих возможностях.
  • Стремление избежать соревновательных мероприятий.
  • Нежелание оценивать результат деятельности.
  • Ошибочное прогнозирование последствий.

Зависимость УП от самооценки представляет собой сложное явление. Небольшое понижение ее уровня понижает УП личности. Но последующее понижение самооценки повысит притязания человека. Индивид устанавливает себе глобальную цель для размывания своих неудач или для того, чтобы сгладить послевкусие предвкушаемого неуспеха. То есть победить равного по силе соперника не так приятно, как проиграть более сильному оппоненту.

Самооценка: что это, виды и уровни самооценки

Приветствую Вас, друзья!

Правильная самооценка играет большую роль в нашей жизни. Она добавляет нам уверенности в собственных силах и помогает поверить, что мы достойны получить всё, чего желаем. От неё зависят все наши решения – как повседневные, так и судьбоносные.

То, как человек воспринимает самого себя, определяет всю его жизнь.

И сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое самооценка, на что она влияет, от чего зависит и можно ли её изменить, чтобы более точно и адекватно оценивать собственные силы при принятии решений.

Какой может быть самооценка: классификация

В психологии рассматривается две основных характеристики самооценки: её вид и уровень. По виду самооценка может быть адекватной, искаженной и смешанной, а по уровню – нормальной, низкой и высокой. Рассмотрим оба способа классификации подробнее.

Виды самооценки

1. Адекватная. Человек, воспринимающий себя адекватно, отчетливо понимает свои реальные возможности. Он знает, какие у него имеются сильные и слабые стороны, знает, что у него хорошо получается. При этом он прекрасно понимает, что может на равных общаться с окружающими, независимо от должности и социального статуса. Таким людям свойственна здоровая самокритика.

2. Искаженная. Если самооценка искажена, человек не может объективно воспринимать собственные возможности. Он неадекватно оценивает свои качества, таланты и способности. Такие люди часто испытывают проблемы в общении, не могут нормально строить отношения и продвигаться по карьерной лестнице, независимо от того, в какую сторону отклонена их самооценка.

3. Смешанная. Некоторые люди по-разному воспринимают себя на разных этапах своей жизни. Иногда их самооценка становится вполне адекватной и объективной, но сильные впечатления выводят их из этого равновесия. Бывает и так, что у человека нормальная самооценка в жизни и личных отношениях, но большие проблемы с профессиональным самовосприятием (или наоборот).

Уровни самооценки

Данный показатель не является строго дискретным. Самооценка может быть нормальной, слегка отличаться от нормы или очень сильно выходить за её пределы. Для упрощения в психологии принято выделять три уровня самооценки:

Самооценка: что это, виды и уровни самооценки

1. Низкая. Это худший вариант, поскольку люди с низкой самооценкой обычно наименее успешны во всех сферах. Им свойственен целый набор комплексов и психических проблем.

Читайте также:  Агрессивное поведение детей младшего возраста

Они обидчивы, склонны к тревожности и депрессиям, болезненно воспринимают критику, но при этом не верят, что достойны похвалы. Практически все методики коррекции самооценки ориентированы именно на эту форму её искажения.

О том, как повысить самооценку самостоятельно, читайте в этой статье.

2. Нормальная. По сути, адекватная и нормальная самооценка – это одно и то же. Данный уровень подразумевает, что у человека нет проблем с восприятием себя и собственных возможностей.

Он достаточно объективен, умеет замечать и анализировать свои ошибки, обладает хорошим чувством юмора и нормально воспринимает шутки в свой адрес. Адекватно оценивая своё место в обществе и коллективе, он не позволяет окружающим злоупотреблять его добротой.

Именно к этому уровню следует стремиться, работая над самооценкой.

3. Высокая. Если человек уделяет повышенное внимание своим плюсам, игнорируя при этом недостатки, такая самооценка называется высокой. Она также способна доставить массу неудобств. Слишком самоуверенный человек часто не замечает собственных ошибок, поэтому не может развиваться, а качество его работы обычно заметно ниже, чем у коллег.

Заключение

Самооценка – это показатель того, как человек воспринимает самого себя, свои возможности и достижения.

Она не является постоянной величиной, а непрерывно меняется под влиянием обстоятельств, условий жизни, окружения и прочих факторов. Данную особенность можно использовать себе во благо, намеренно корректируя свою самооценку.

Это позволит более адекватно воспринимать собственные возможности, добиваясь значительно больших успехов во всех сферах жизни.

Диагностика

Уровень самооценки можно диагностировать различными методами.

Методики для школьников младших классов

  1. Метод «Лесенка». При этом методе ребенку показывается нарисованная на листе бумаги лесенка, состоящая из 10 ступенек и говорится, что на нижних ступеньках находятся дети с посредственными способностями, а на верхних – самые хорошие, способные и умные. Далее ребенок должен выбрать ступеньку, которой соответствовал бы он сам. Результат оценивается следующим образом – 1-3 ступеньки – заниженная самооценка, 4-7 ступеньки – нормальная, средняя, 8-10 ступеньки – завышенная.
  2. Методика «Три оценки». Ученикам раздаются какие-либо письменные задания, не обязательно сложные, после чего их результаты выполненных ими работ оцениваются тремя оценками – отлично, нормально, низко. Объясняется, что их работы оценивали три разных учителя и затем ученики должны обвести ту оценку, с которой они согласны. При этом оценивается также адекватность собственной оценки ученика, а также аргументация качества выполненной работы.

Как определить отношение ребенка к собственному «я»? Смотрите видео:

Вербальная

По этой методике диагностируемому предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся его самооценки, или же предлагаются высказывания, с которыми он может быть согласен, не согласен или в неполной мере согласен.

За каждый ответ присуждается определенный бал. В соответствии с разработанной шкалой определяется уровень самооценки.

Как избавиться от навязчивых мыслей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Шкала депрессии Бека

В 1961 г. американским психологом А. Т. Беком был создан тест, в котором пациент выбирает наиболее приемлемые для себя утверждения.

Опросник был составлен на основе самых распространенных жалоб людей, страдающих депрессией и представляет собой 21 симптом угнетенного состояния.

Каждый пункт оценивается в баллах, сумма которых говорит об одном из 5 уровней депрессии.

О шкале Бека для самооценки и оценки тяжести депрессии:

График уровня тревожности Спилбергера-Ханина

Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих определить уровень тревожности человека — склонность индивидуума воспринимать обширный спектр ситуаций, как угрожающие, опасные – так называемую личностную тревожность, и реактивную тревожность, характеризующуюся нервозностью и беспокойством. Шкала разделяется на две соответствующие части.

Тест Спилбергера-Ханина.

Методика Будасси

С помощью методики самооценки личности по Будасси можно определить уровень самооценки и ее адекватность.

Она основана на сопоставлении личности самой себя с определенным эталоном, по результатам которого производится завышение или понижение собственной самооценки.

Причем в представлении самого человека эти оценки выглядят достоверными вне зависимости от их объективности или субъективности. Испытываемому предлагаются для ранжирования 48 различных свойств личности – развязность, мечтательность, вдумчивость и т. п.

Метод оценивания может производиться двумя способами – при сопоставлении собственных представлений с реальными, а также сравнение личности с иными людьми.

Тест Будасси.

Метод оценки эмоциональных состояний

Данный метод разработан психологами из США Д. Риксом и А. Уэссманом. С ее помощью удобно определять эмоциональное состояние личности за какой-либо временной период и выявлять его изменения.

Формула

Психолог У. Джеймс вывел следующую формулу самооценки – она равна нашим реальным достижениям, деленным на наши притязания.

При этом наблюдается прямая зависимость нашей самооценки от достижений и обратная – от наших ожиданий.

Если наши успехи выше, чем наши ожидания, это свидетельствует о высокой самооценке. Если же мы достигли меньше того, к чему стремимся – это говорит о низкой самооценке.

Что означает завышенная самооценка

Завышенная самооценка человека – это искаженное представление его о себе. Оно выражается в ложной переоценки собственных сил и значимости.

Самооценка и отношение к другим людям

Людей с завышенной самооценкой называют нарциссами. Они высокомерны, самонадеянны и горды. Хотя они сами предпочитают считать себя людьми, которые «знают себе цену».

В психологической практике 3 стадии завышенной самооценки

Стадия Характеристика
Выше среднего Уровень самоуважения человека соответствует его достижениям. При этом он испытывает трудности в признании собственных слабостей и ошибок.
Высокая Самомнение человека не соответствует его достижениям. Наблюдается завышение успехов в кругу семьи и друзей.
Неадекватно высокая Наблюдается формирование завышенной самооценки, при которой реальный и идеализированный образы практически не пересекаются.

Человек не рождается с определенной стадией самооценки. Она формируется у него в течение всей жизни. Несмотря на негативные характеристики, высокая самооценка – это дуэт плюсов и минусов. С ними можно ознакомиться на картинке.

Плюсы и минусы высокой самооценки