В чем заключается подготовка детей к школе

Когда мы слышим фразу «подготовка ребенка к школе» , первое, что приходит на ум – это умение писать, читать и считать. Но ведь не это самое главное!

Что должен уметь будущий первоклассник

Психологи, педагоги рекомендуют родителям проверить, готовы ли сын или дочка к школе. Составлен перечень знаний и навыков, владение которыми облегчит вхождение в учебный процесс.

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.
Что должен уметь будущий первоклассник

Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Узнайте о нормах и отклонении развития.

Можно ли применять противоаллергические капли Фенистил для новорожденных? Ответ в этой статье.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

[note]Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.[/note]

Как подготовить ребенка к обучению школе

Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.

Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.

Роль игры в подготовке к школьному обучению

Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно-ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.

В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.

В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.

Основы интеллектуальной подготовки

Касательно интеллектуальной подготовки, важно систематически заниматься с детьми, чтобы развивать логическое мышление и речевые навыки. Ориентиры следующие:

  1. Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. Примеры заданий приведены в статье о развитии словесно-логического мышления.
  2. Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматикой.

Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.

Такая подготовка к школе нужна ребенку. С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе.

Еще несколько игр

В 6-7 лет ребенок входит в младший школьный возраст. Конечно, не все дети в этом возрасте идут в начальную школу, некоторые только готовятся к этому важному событию. Так или иначе, деятельность ребенка в этом возрасте из игровой постепенно переходит в учебную. Это ни в коем случае не означает, что ваш ребенок перестанет играть. Напротив, маленькому человеку в этом возрасте, как и раньше, требуются игрушки и игры, как со сверстниками, так и самостоятельные , с участием взрослых.

Главный процесс, который сопровождает развитие и все действия ребенка в этом возрасте – рефлексия, то есть анализ собственных мыслей и действий и принятие различных решений на его основе в процессе деятельности. Этот период в развитие ребенка влияет в дальнейшем на его способность адекватно формулировать мысли и контролировать свои чувства, намерения, желания.

Для того чтобы детские развивающие игры 6-7 лет соответствовали психологическим задачам данного возраста и помогали развивать способность к рефлексии, необходимо учитывать некоторые важные моменты:

  • У игры должна быть четкая цель. Это может быть выигрыш, либо какое-то достижение.
  • Игра выстраивается по определенным правилам.
  • Игра в этом возрасте не представляется возможной для ребенка без партнера – сверстника или взрослого.
  • Несмотря на наличие правил, каждому игроку должна быть дана достаточная свобода действий для выстраивания своей собственной стратегии.

Обучающий рефлексивный характер игр в этом возрасте хорош тем, что в них можно как использовать игрушки, спортивный инвентарь и учебные материалы, так и обойтись без них, проводя игры в уме.

Самое интересное для деток

Игра «Запретное слово»

Подходит в равной степени и для детского коллектива, и для игры ребенка со взрослым. Игра направлена на развитие внимания, а также на разработку словарного запаса. Заранее оговаривается одно или нескольких слов, которые являются запретными, то есть которые нельзя произносить в ходе игры. Как правило это слова «да», «нет», названия цветов и т.д. Вы задаете ребенку простые вопросы, а он должен отвечать вам избегая использования запретных слов.

Например, вы договорились, что запретное слово будет «зеленый», и задаете ребенку вопрос: «Какого цвета листья на деревьях летом?». Он должен ответить, не нарушая правила игры. Тот, кто назвал запретное слово, становится ведущим, и задает следующий вопрос.

Игры «Что лишнее?»

Эти развивающие игры от 6 лет имеют 2 варианта — как на словах, в уме, так и с помощью реальных предметов, которые вы будете выкладывать перед ребенком. Предлагается 4 предмета, из которых ребенок должен логически исключить лишний. Например: ложка, тарелка, кастрюля, лопата.

В данном случае ответ будет однозначным, так как лишний предмет определяется только по одному признаку – лопата не является посудой. В дальнейшем игру можно усложнять, и лишними могут оказаться разные предметы по разным причинам. Например: снег, облака, холодильник, небо.

Читайте также:  Важные слова, или как заставить парня признаться в любви

В этом случае лишним может быть холодильник, так как он не находится на улице или не относится к погодным явлениям Или же лишним может быть небо, так как все остальные предметы белого цвета.

«Найди слагаемое от 10»

Это, как уже можно было догадаться по названию, математическая игра. Она отлично подходит детям, которые умеют считать до 10. Если ваш ребенок продвинулся в счете гораздо дальше, можно усложнить правила по аналогии с описанной здесь игрой.

Вы называете ребенку любое число до 10, а он должен назвать в ответ то число. Которого не хватает, чтобы в сумме получилось 10. Такие подсчеты в уме очень полезны для тех, кто готовится пойти в школу или учиться в младших классах.

Игры «Анаграммы»

В эти развивающие игры для 6-7 лет можно играть как с использованием листика и ручки, так и без всяких приспособлений. Вы предлагаете ребенку несколько букв и предлагаете составить из них слово и максимальное количество слов, в зависимости от количества букв. Например, из букв Т,К,О ребенок может составить слова кот, ток, кто и т.д. Естественно, игру можно усложнять, увеличивая количество букв.

Если ваш ребенок достаточно развит, можно предложить ему вместо отдельных букв одно длинное слово, из которого он должен составить максимальное количество более коротких слов.

Считаем, читаем, пишем

Математика серьезная наука, но малышам ее можно преподавать в игровой форме. Вся подготовка к школе у дошколят должна проходить с помощью игры. Именно так малыш быстрее усвоит новые знания.

Считаем

Изучение счета можно начинать, пересчитывая пальчики. В старшем возрасте непоседа может посчитать свои кубики из конструктора или яблоки на столе. Можно усложнить задачу — предложить посчитать только красные или зеленые кубики.

Очень удобно учить числа парами. 2 яблока у Пети и 3 яблока у Маши — всего 5 яблок. Такое обучение позволяет решать небольшие задачки на 1 действие в уме.

Геометрические фигуры. Дать дошкольнику понятие круга, треугольника, квадрата. Найти похожие по форме печенки. Предложите малышу с помощи линейки изобразить выученные геометрические формы.

Примеры зданий на счет

  1. Нарисуйте несколько домов и окон, которые будут обозначать квартиры. Пусть число квартир будет не больше 10. «Заселите» в каждую квартиру по одному человеку, можно придумать каждому имя и историю. Пусть малыш посчитает, в каком доме живет больше людей.
  2. Соединение цифр — известная игра, в результате которой получается картинка. Она помогает запоминать порядок цифр и развивает навыки рисования.
  3. Пусть в конце занятия ученик посчитает количество карандашей или ручек. Спросите: «Сколько у Вани (Пети, Ромы, Маши) карандашей? Детям приятно говорить о том, что принадлежит только им.

Читаем

Чтение самый первый предмет по важности изучения. Без умения читать дошкольник не сможет освоить другие предметы в школе.

Первая книга — Букварь, где на картинках ясно видно изображение буквы и предметы, которые с нее начинаются. Мамочка может играть с ребенком в игру — назвать новое слово по последней букве предыдущего слова. Груша — апельсин — носок — кукла. Это упражнение заставит ребенка прислушиваться к звучанию букв, выделять и запоминать их.

Считаем, читаем, пишем

Чтобы кроха лучше запомнил буквы, можно буквы рисовать или вылепить из пластилина.

Малышу необходимо объяснить чем отличаются гласные буквы от согласных букв. Пропеть с малышом несколько раз гласные буквы для лучшего запоминания.

Буквы, как и цифры легче изучаются парами — слогами. Ма — ма. Ба — ба.

Примеры заданий на чтение

  1. Распечатайте или нарисуйте карточки со слогами или отдельными буквами. Соберите неполное слово и попросите малыша найти сбежавшую букву. Постепенно слова должны становиться длиннее и сложнее.
  2. Пусть ребенок побудет учителем. Напишите несколько простых предложений, в словах должны быть пропущены буквы, и попросите ученика проверить вас. Важно, чтобы малыш нашел и исправил ошибки.
  3. Легко запоминать буквы с помощью стихотворений: «Х» все ходит, ходит, ходит — места, что ли, не находит?». Покажите, что буква «Х» действительно похожа на шагающего человека. Подобные примеры можно найти в интернете и в обучающих пособиях.

Пишем

Не стоит учить дошкольника писать буквы. Достаточно если малыш сможет написать печатные буквы или обвести картинки в прописи. Каллиграфический почерк и грамоту выработать у малыша не поможет и консультация для родителей. Только специалисты педагоги могут правильно объяснить особенности правописания.

Читайте также:  Детская шизофрения симптомы и признаки в 7 лет

Примеры заданий на развитие письма

Можно совместить с играми на чтение. Рисуйте буквы в виде людей и животных, предметов. Во время физкульт-минутки можно попросить малыша изобразить букву своим телом.

Родителям рекомендуется записываться на занятия по подготовке своих чад в ту школу, где кроха будет обучаться. Как записать малыша на занятия всегда подскажут педагоги вашей будущей школы. Сейчас набирают популярность компьютерные программы по подготовке дошколят. Если папа скачал такую программу, желательно проконсультироваться со специалистом, который оценит уровень подготовки.

От до лет

Этот период времени в жизни ребенка характеризуется переходом любопытства в любознательность. Вчерашний малыш становится младшим дошкольником и продолжает познавать мир более осознанно. Важная особенность этого периода – кризис 3 лет, когда происходит становление «Я» ребенка, первичная социализация.

Развитие речи

Большинство детей этого возраста уже посещают детский сад и их словарный запас пополняется теперь еще и на занятиях во время общения с воспитателем.

Однако по-прежнему огромную роль играет внутрисемейное общение поэтому важно:

  • не перебивать малыша;
  • в разговоре не коверкать и не искажать слова;
  • уделять внимание чтению книг;
  • побуждать ребенка к беседе, поддерживать разговор.
От до лет

Всевозможные игры со словами помогут освоить родной язык, расширить словарный запас.

Например:

  • ребенок вытягивает карточку с буквой и подбирает слова на нее;
  • задача ребенка в ответ на вопрос — сформулировать, где находится тот или иной предмет (на шкафу, под столом);
  • ребенку называют слово, а он должен образовать прилагательное;
  • взрослый предлагает малышу помочь подобрать рифмы к словам.

Развитие мелкой моторики

Так как малыш подрос задачи можно несколько усложнить. Кроме игры с крупами, песком ребенку предлагают обвести трафарет, стакан, собственную ладошку. Лепка из пластилина еще один способ занять руки малыша с пользой. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно лепить снеговиков, машинки, некоторые фрукты. Изучение живого природного материала также будет полезно.

Гуляя по лесу можно насобирать шишек, при помощи которых делать массаж для маленьких ладоней.

Логическое мышление

Мыслительный процесс в 3-4 года носит эмоциональный характер. Поэтому развитие логики должно проходить в игровой форме, способной увлечь ребенка.

Для такого возраста подбирают простые игры, развивающие базовые логические принципы:

  • обобщение предметов по категориям — при помощи лото или карточек ребенок учиться объединять изображения по разным группам (животные, фрукты, времена года);
  • выделение и отличие свойств предмета – такие игрушки обычно присутствуют еще в раннем младенчестве (шарики, мячи, кубики, рамки-вкладыши);
  • умение сравнивать и анализировать развивают загадки;
  • любимая многими детьми игра «найди лишнее» и «ассоциации» (стол-стул, чашка – ложка);
  • умение ориентироваться в частях целого, формировать структуру помогают развивать пазлы.
От до лет

Творческие способности

Задачей взрослых и воспитателей является создание условий благоприятных для раскрытия творческого креативного потенциала ребенка:

  • важно не принуждать к какому-либо виду деятельности, а предоставить свободу выбора;
  • для самоопределения важна окружающая среда – наличие материалов и приспособлений для занятий творчеством;
  • раскрытию заложенного потенциала способствует безопасный микроклимат в семье, детском учреждении.

Ребенок в 3-4 года может проявлять большую склонность к определенному занятию (рисованию, музыке, танцам). При наличии желания у ребенка его можно записать в танцевальный кружок, на пение, музыку. Главное, чтобы занятия приносили радость и не сильно перегружали нервную систему малыша.

Элементарные математические представления

Элементарные математические понятия, которыми должен оперировать ребенок в 3-4 года это:

  • форма;
  • счет и количество;
  • величина;
  • умение ориентироваться во времени.

Занятия проводят 1-2 раза в неделю.

Малыша учат:

  • оперировать понятиями «мало-много»;
  • считать до пяти и обратно;
  • сравнивать группы предметов (до 5 предметов) и анализировать где больше, меньше, поровну;
  • узнавать фигуры и формы (шар, треугольник, куб, квадрат).
От до лет

Музыкальное развитие

Цель музыкального развития – побуждение ребенка к активности. Дети учатся подпевать, ритмично двигаться, распознавать характер музыки.

На музыкальных занятиях в садах, на кружках детей учат:

  • танцевать в парах;
  • двигаться в такт с предметами (платки, листочки);
  • узнавать и называть музыкальные инструменты.