Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Понятие и суть

Термин «рефлексия» происходит от лат. reflexio — отражение, оборачивание. У человека есть физические рефлексы — набор действий, которые он выполняет автоматически, реагируя на внешнюю среду. Это спонтанный процесс, который не требует обдумывания, сознательного усилия. В психологии рефлексия — такой же ответный процесс со стороны психики. Но он, в отличие от рефлексов, требует серьезной умственной работы. Рефлексия — это самоанализ. Он не относится к врожденным процессам: человек не осмысливает свой внутренний мир, если он не владеет навыками самопознания и самооценки. Рефлексия требует ответственного отношения и объективности. Чтобы оценивать себя, свои поступки и взаимоотношения с окружающими, необходимо нормально воспринимать самокритику.

Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть

Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть
Понятие и суть

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

В психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.

Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас.

Рефлексировать — это значит размышлять, анализировать, заниматься самопознанием. Правильный самоанализ поможет не допускать в дальнейшем ошибок и дает ответы на многие важные вопросы, как психологического так и житейского толка.

В результате индивид (кто это?) обучается мыслить рационально (правильно рефлексировать), не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:

  1. контролировать и анализировать мысленный поток;
  2. оценивать собственное мышление;
  3. освобождает себя от ненужных, разрушающих мыслеформ;
  4. приобретает возможность делать осознанный выбор;
  5. открывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого.

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

С другой стороны, термин «рефлексировать» часто применяют к людям, которые остро что-то переживают, начинают заниматься самокопанием, волноваться, нервничать (ломая пальцы).

Допустим, ему сказали, что все кругом идиоты и он начинает это примерять не себя, обижается, зажимается, рефлексирует, т.е. ищет в себе это плохое. Это крайность, которой нужно сторониться. Во всем (и в самокопании особенно) нужна мера.

Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию. Нужно учиться правильно рефлексировать (без фанатизма и уничижения, трезво, объективно).

Читайте также:  8 способов привлечь внимание девушки

Конструктивная рефлексия полезна. Это когда вы делаете правильные выводы из проведенного самоанализа и используете эти знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Деструктивная рефлексия крайне вредна. Зацикливание на проблеме, на своем неправильном (с вашей точки зрения) поведении вам не помогает, а наоборот изматывает. Вы начинаете чувствовать вину и не можете от этого чувства избавиться. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.

Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

Виды рефлексии

Традиционно в психологии выделяют следующие виды рефлексии:

  • Коммуникативная – механизм познания другого человека, при котором его особенности и поведение, точнее представления о них, становятся объектом рефлексии;
  • Личностная – в этом случае в качестве объекта познания выступает сам индивид, его личностные особенности, поведение и отношение с окружающими;
  • Интеллектуальная – рефлексия, которая проявляется при решении разного рода задач, как способность анализировать различные способы решения в поиске более рациональных.

Можно ли развивать свою рефлексию?

Как стало уже понятно, рефлексировать для любого человека – это значит расти над собой в духовном плане. Можно ли работать над этим процессом, стимулировать свое духовное и нравственное развитие?

Читайте также:  Переходный возраст у девочек: что нельзя упускать из виду?

Что значит рефлексировать? Если говорить просто, рефлексировать – это значит реагировать на внешние раздражители. Конфликт, проблемы, конфронтация, диалоги, выбор, сомнения – это все происходит с человеком изо дня в день. Чем больше у человека таких переживаний, тем богаче его рефлексирующая амплитуда.

Рефлексирующий человек – это своего рода собственный психоаналитик, умеющий поставить проблему и найти решение в своем собственном опыте, в своих переживаниях.

Особенностью живого ума является то, что ему необходимо лишь немногое увидеть и услышать, чтобы он потом мог долго размышлять. Можно испробовать метод вдумчивого переосмысления художественного произведения применительно к любому человеку. Сколько часов вы думаете о только что прочитанной книге, просмотренном фильме, увиденной картине? Час, день, неделю? Проецируете ли вы события из книги на себя, пытаетесь ли проанализировать свои поступки в контексте художественного сюжета?

Это и является вашим рефлексивным тренингом. Своеобразной тренировкой рефлексии можно порекомендовать выписывание на листок наиболее значимых и важных вопросов, которые волнуют вас на протяжении всей жизни. Собрав их в одном месте, постарайтесь отметить вопросы маркерами разного цвета и выяснить, о чем большинство ваших вопросов. О смысле жизни? О вашей деятельности? О взаимоотношениях с окружающими? О материальной составляющей? О будущем?

Проанализировав таким образом ваши чаяния, вы можете продолжить рефлексию в наиболее проблемном направлении, становясь совершеннее и продолжая собственное духовное развитие.

Проявление в детском возрасте

Во время обучения ребенка чему-то новому важно его увлечь. Но чтобы эта увлеченность стала значимым опытом, а не просто интересным эмоциональным событием, которое потом легко забывается, нужна рефлексия. Важно знать, как её организовать, когда совершить остановку, что предложить ребенку.

Необходимо дать краткую, понятную, однозначную фиксацию, объяснив, в чём суть проблемы, для чего нужна остановка. Например, у ребенка, который учится во 2 классе, навыки чтения и письма ещё не доведены до автоматизма. Для него это сложный процесс, который требует полной погружённости, поэтому фиксация на значимых тезисах текста с их записыванием будет неэффективной. Лучше использовать цветные, наглядные иллюстрации и вопросы по тексту.

Чтобы ребенок научился планировать, оценивать результаты своей интеллектуальной работы, выбирать оптимальную стратегию самообучения, его нужно научить мыслить, показывая на практике примеры рефлексии. Развитию феномена способствуют вопросы, направляющие внимание ребенка на то, каким образом совершается что-то.

В зависимости от адресата, они пошагово развивают возможность рефлексивной практики. При этом нужно учитывать возраст ребенка и навык, который у него находится на уровне автоматизма (он может быть подвергнут рефлексии).