Ребенок в 2 года не говорит: что делать и надо ли паниковать?

Если ребёнок не говорит в 3 года, что же делать? Комаровский дает дельные советы. По его мнению, начало произнесения слов определяется индивидуально. Девочки всегда начинают говорить понимаемые ими слова к 10 месяцам, мальчикам нужно больше времени, они начинают осмысливать произносимые слова немного позже – к годику. Это средние по статистике сроки.

Нормы развития речи в года и месяцев

Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов. Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги. Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

Нормы развития речи в года и месяцев

Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

Нормы развития речи в года и месяцев

Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы.

Нормы развития речи в года и месяцев

Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:

Нормы развития речи в года и месяцев

Нормы развития речи в года и месяцев

Нормы речевого развития

Содержание

  • Нормы речевого развития
  • Двухлетние молчуны
    • Ребенок не говорит, но всё понимает
    • Не разговаривает и не понимает обращенную речь
  • Факторы, влияющие на формирование речи и что делать
    • Экзогенные (внешние) факторы
    • Эндогенные (внутренние) факторы
  • Что может быть тревожным сигналом для родителей?
  • Какие специалисты помогут?
  • Как развивать речевые способности двухлеток
    • Выбираем игры

Ориентировочно, в словаре двухлетки насчитывается 100-300 слов. Всё чаще встречаются обобщенные слова, такие как обувь, посуда, фрукты, игрушки и реже слова-подражания (му-му, би-би). Конечно, ребёнок может путать понятия внутри обобщенных групп, называя босоножки – тапками или ботинками, а свитер – майкой или кофтой. Но по мере расширения словаря слова займут свои места. Малышу сложно произносить длинные, насыщенные трудными звуками конструкции, так как речевой аппарат к этому недостаточно готов.

В этом возрасте речь может быть не понятна, но с каждым месяцем в процессе практики она совершенствуется, наполняется большим смыслом. Ребенок произносит предложения, состоящие из двух и более слов, заменяя некоторые мимикой и жестами. Речь эмоциональна, ярко окрашена. Понять малыша уже гораздо проще не только родителям, но и другим людям. Также пополняется новым запасом и пассивный словарь (внутренний словарный запас ребенка, состоящий из тех слов, которые он понимает.) Ближе к трём годам речь наполнена активным словотворчеством, выстраиванием новых слов из существующих. Меняется осознание собственного “я”, и выражения “Аня сама пойдёт” меняются на “Я пойду сама”. Звуковое наполнение терпит изменения в течение третьего года жизни.

Нормы речевого развития

Примерное распределение речевых способностей приведено в таблице.

Читайте также:  Раздельно и вместе — удачные примеры браков на расстоянии
Возраст Речевые способности
2 года 2 месяца Малыш пользуется прилагательными, местоимениями, предлогами
2 года 3 месяца Составление трёхсложных предложений
2 года 4 месяца Появление более 5 распространенных предложений
2.5 года – Увеличение словарного запаса, сложность трудно артикулируемых звуков сохраняется (свистящие, шипящие, сонорные группы)
2,9 -3 года Активный словарь до 1000 слов

Развитие речи у девочек происходит более спешно, чем у мальчиков. По статистике, девочки раньше начинают строить предложения, уходить от слов-подражаний. Исследователи зарубежных стран установили закономерность более раннего речевого развития именно у девочек. Как известно, в 2 года активный словарь у женского пола значительно превышает мужской. И, как следствие, речевой опыт делает своё дело. Легче строить предложения, выбирать слова. Даже произношение слов и определенных звуков девочкам даётся легче.

Что делать родителям, если ребенок в года плохо говорит?

Если ребенок в 3 года плохо говорит или вообще не разговаривает, то проблему надо решать, не откладывая в долгий ящик. Что делать родителям? В первую очередь необходимо посетить педиатра. Поскольку именно педиатр решает, нужна ли ребенку консультация узких специалистов.

Если педиатр после общения с ребенком действительно выявит отклонения от нормы речевого развития, он даст направления к неврологу и отоларингологу. А также рекомендует обратиться за консультацией к логопеду и психологу. Только специалисты после тщательного обследования ребенка могут сделать выводы о том, насколько серьезное нарушение речи у него присутствует. На основании заключения они будут рекомендовать соответствующую коррекционную работу.

Если ребенок по достижении 3-летнего возраста получит путевку в детский сад, то при прохождении медицинской комиссии в обязательном порядке нужно посетить невролога и отоларинголога. На приеме у этих специалистов мама или папа должны высказать свои опасения по поводу нарушениях речи малыша. При поставленном медицинском диагнозе, ребенок с 4 или 5 лет может получить место в логопедической группе.

Что делать родителям, если ребенок в года плохо говорит?

И помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года отлично читает стихи, а Ваш непонятно лепечет, это не означает, что у него будут серьезные проблемы в садике и школе. В случае легких нарушений родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов обойтись не получится. Важно своевременно провести грамотную коррекционную работу. Потому что в большинстве случаев нарушения речи можно свести к минимуму или вовсе устранить. Тогда у ребенка сохраняется шанс на нормальную жизнь.

Пожалуйста, оставьте это поле пустым.

О, привет! Давай дружить?

Подпишись на наши новости, чтобы получать интересный и полезный контент каждый месяц!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Проверьте ваш почтовый ящик или папку спам, чтобы подтвердить свою подписку.

Пожалуйста, оставьте это поле пустым.Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы получать новые интересные статьи на свою почту!

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

Проверьте ваш почтовый ящик или папку спам, чтобы подтвердить свою подписку.

К какому специалисту идти, если у ребенка задержка речи

  • Детский невролог. После проведения ряда обследований этот специалист может назначить препараты, способствующие улучшению кровоснабжения головного мозга, питающие его клетки.
  • Рефлексотерапевт. Врач активизирует речевые зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности.
  • Логопед. Это специалист занимается «постановкой» звуков, налаживает работу артикуляционного аппарата, учит правильно строить предложения, составлять рассказы.
  • Дефектолог. Если ребенок плохо говорит в 2 года, можно начинать занятия с дефектологом. Дефектолог — специалист педагогического профиля, который занимается обучением, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития. Помогает развивать у малыша мышление и моторику, внимание, память, пробуждает интерес к процессам говорения, обучения, запоминания.

Если вы не знаете, какого специалиста посетить вам, начните с консультации педиатра или терапевта!

Когда родителям бить тревогу?

Прежде всего, необходимо внимательно понаблюдать за ребенком тому, кто ежедневно проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама или папа. Наблюдательные родители  смогут выявить точную причину лучше любого специалиста.

Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • явное отставание в физическом развитии: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с 4-5 месячного возраста кроха не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, лепетом;
  • к 6 месяцам малыш не реагирует на интонацию или слова, не гулит;
  • к 1,5 годам малыш не реагирует на просьбы, например «дай игрушку», «подойти ко мне»;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его словарный запас минимальный;
  • к 3 годам малыш не выражает эмоции, не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все эти симптомы могут указывать на патологические состояния, которые и являются причиной задержки речевого развития, в данном случае необходимо помощь специалистов. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение, а также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что такое алалия?

Почему ребёнок не говори в 2-3 года, или разговаривает очень плохо? Это может возникать из-за патологии нервной системы, которая приводит к речевой задержке — алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, есть все шансы исправить проблему.

Когда родителям бить тревогу?

Существует сенсорная алалия и моторная алалия. При сенсорной алалии ребенок не воспринимает речь, он не может отделить одно слово от другого. Можно заметить, как малыш повторяет последнюю фразу за другими людьми или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации, почему и возникает со временем задержка умственного развития.

Степени моторной алалии, в зависимости от поражения мозга:

  • 1 степень. Ребёнок не начал говорить до 3-х лет, но потом начинается период, когда он разговаривает обрывками слов, как будто «глотает» окончания.
  • 2 степень. Ребенок понимает то, о чём идёт речь, то сам не в состоянии в точности повторить услышанное.
  • 3 степень. Ребенок может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно это сопровождается неразвитой моторикой, когда сложно даются простые движения. При этом страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга, при патологии центральной нервной системы и сложных родах, а также, если возник резус-конфликт с матерью. Поэтому в данном случае важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна из перечисленных причин.

Читайте также:  Синдром ортостатической постуральной гипотонии, и как его лечить

Вам может быть интересно: «Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям»

Советует доктор Комаровский

Известный педиатр акцентирует внимание родителей, чей малыш к 3-м годам еще не разговорился, что надо обязательно обращаться за помощью к специалистам. Опасной тенденцией Е. Комаровский считает и бедный словарный запас у 3-х летнего малыша, его неумение свободно оперировать словами, составлять из них предложения. Это тоже повод для работы с логопедами.

Доктор советует:

Советует доктор Комаровский
  1. Исключить для таких детей игры с гаджетами.
  2. Устраивать общие прогулки, игры.
  3. Обязательно читать книги.

Совет Комаровского!Ни в коем случае не сравнивать своего ребенка с другими. Свой – это необыкновенная личность, развивается своим путем, любые сравнения просто неуместны.

Каковы бы ни были причины, что ребёнок не говорит в 3 года, Комаровский уверяет: он развивается индивидуально, ему требуется помощь.

Советует доктор Комаровский

Диагностика или как выявить расстройство

Диагностика пациентов — задача довольно трудная. Среди методов обследования можно назвать следующие мероприятия.

Опрос ребенка. Если он плохо говорит, нужна помощь группы врачей. Первая задача — исключить органические патологии. Для этого нужна консультация отоларинголога. ЛОР-врач выявляет патологии ушей (отиты), носоглотки и ротоглотки (аденоиды, ангины). Исключает тугоухость. Если невозможно определиться с интенсивностью слуха на месте, направляют ребенка к сурдологу.

Сурдолог проверяет проходимость слуховых путей, использует специальный аппарат, строит график. С этими данными работать легче.

Затем ребенка осматривает невролог. Проводит базовое исследование, проверяет рефлексы. Назначает инструментальные методы диагностики. Например:

  • дуплексное сканирование сосудов головного мозга, чтобы оценить интенсивность кровотока в церебральных структурах;
  • по необходимости назначает ЭХО КГ, ЭКГ, также электроэнцефалографию, чтобы отследить работу сердца (оно в ответе за питание мозга), активность головного мозга.
Диагностика или как выявить расстройство

Если органических патологий не найдено, ищут психические расстройства и проблемы. В дело вступают клинические психологи. Проводят серию тестов, адаптированных к возрасту ребенка. На восприятие, представление, речь. Все то, что участвует в процессе говорения и может быть нарушено. Помимо тестов, специалист беседует с ребенком, выявляет, насколько плохо он говорит и в чем причина, дает рекомендации.

Как правило, в деле диагностики не обойтись без логопеда-дефектолога. Его задача — исследовать речевой аппарат. А затем скорректировать нарушения и научить пациента правильно говорить.

Необходима и помощь психиатра. Его задача в том, чтобы выявить возможные нарушения высшей нервной деятельности: аутизм, олигофрения, прочие виды слабоумия. Все это по части психиатра.

Если ребенок плохо разговаривает в 5 лет, потребуется консультация всех специалистов. Поскольку возможны комплексные нарушения. В системе.

К какому врачу обратиться еще? Нарушения речи и интеллекта встречаются при эндокринных расстройствах. Потому не лишним будет проконсультироваться с эндокринологом.

Речь связана с мышлением, памятью, чтением и письмом. Не будет ли трудностей с обучением в школе, если у ребенка есть проблемы с задержкой развития речи?

— Зоны речи действительно связаны нейронами с другими зонами головного мозга, ответственными за мышление, память, письмо. Если вовремя не скорректировать речь, то получим проблемы с обучением — дисграфию, дислексию и многое другое.

К сожалению, это нередко бывает у детей с задержками развития речи, если вовремя не корректировать.

Задержки речевого развития нередко приводят к трудностям в обучении у школьников.