Непослушный ребенок: ошибки в воспитании, как исправить?

В период от 1 года до 16 лет ребенок испытывает кризис взросления четыре раза. Объяснить свои поступки и чувства он, зачастую, не может или не умеет. Родителям приходится сталкиваться с ситуациями, где они считают себя полностью бессильными, на их взгляд, что-либо изменить.

Это статья для вас, если:

  • капризы, упрямство, истерики или игнорирование родителей для ребенка — не редкость;
  • уже нет сил существовать в режиме вечных окриков;
  • нервы постоянно на пределе, а когда срываетесь — мучает чувство вины;
  • один «возрастной кризис» плавно перетекает в другой, и этому не видно конца;
  • в голове целый «талмуд» из советов психолога, подруг и бабушек — а результата нет.

С помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберемся, как добиться послушания детей и наладить с ними спокойные, доверительные отношения.

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.
Кризисы развития ребёнка

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Читайте также:  Как вылечить посттравматическое расстройство

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Кризисы развития ребёнка

Как добиться послушания?

Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:

  1. Соотносите количество наказаний и похвал: за серьёзный проступок ребёнок должен обязательно нести наказание, но также не стоит забывать о похвале .
  2. Следите за тем, как вы выражаете свой запрет и как реагируете на проступок ребенка. Крик и категоричность правильнее заменить спокойным тоном. При этом не следует стесняться своих чувств, откровенно говоря ребёнку, что именно и в какой степени расстраивает. «Сынок, я так расстроена твоим поведением» — поверьте, ребенок поведет себя совсем по-другому.
  3. Используйте альтернативные способы привлечения детского внимания к своим словам. Когда ребёнок сильно увлечен каким-либо занятием, бывает трудно заставить его переключиться на что-либо другое. Как вариант, можно обратиться к нему шепотом (используйте также мимику и жесты). Ребёнок сразу заметит изменение громкости речи и начнёт прислушиваться — что же это случилось.
  4. Не стоит озвучивать свои просьбы много раз, поскольку ребёнок привыкнет к неоднократным повторениям, а реакция с его стороны начнётся только после повтора, за которым следует наказание. Чтобы избежать такого, целесообразно разработать определённый алгоритм действий: первое предупреждение должно быть направлено на стимуляцию ребёнка прекратить свои действия без наказания; второе — если он проигнорировал замечание, должно следовать наказание; после наказания важно объяснить ребёнку причину почему его наказали. При строгом следовании данному алгоритму детское подсознание начнёт реагировать на первое сделанное замечание.
  5. При общении с чадом необходимо отказаться от употребления частицы «НЕ»: Часто в ответ на ваши просьбы: «не бегай», «не прыгай», «не кричи» ребенок делает все наоборот. Не думайте и не волнуйте что ваш ребенок делает вам назло, просто человеческая психика, а особенно детская — устроена таким образом, что фразы с негативным смысловым окрасом опускаются при восприятии. По данной причине целесообразно заменить отрицательную частицу альтернативными словосочетаниями.
  6. Когда ребёнок выражает протест в виде истерики, попытайтесь успокоиться и не обращать на это внимание. Когда ребёнок успокоится, следует еще раз объяснить свою просьбу или требования, используя при этом спокойный тон. Отличным вариантом является отвлекающий маневр, когда детское внимание переключается на более занимательное дело или предмет. К примеру, ребёнок изъявляет желание самостоятельного приёма пищи, но все его попытки заканчиваются неудачей, поскольку большая часть еды оказывается на полу. При попытках взрослых накормить малыша начинаются протесты, истерики и непослушание. Тогда можно переключить детское внимание на куклу, которую ребёнок должен накормить. Ему наверняка понравится такая затея. А в это время становится возможным малыша накормить.
  7. Необходимо всегда соблюдать последовательность в словах, действиях, требованиях и поступках. В случае малейших расхождений ребёнок перестанет слушаться, но не из вредности как это может показаться, а причиной непослушания станет его растерянность. Для достижения максимально положительного результата все члены семьи должны договариваться о последовательности.
  8. Уделяйте ребёнку достаточное внимание несмотря за занятость и различные проблемы. В данном случае речь не идёт о количестве проведённого времени вместе. Важно его качество. Даже полчаса интересного совместного времяпрепровождения с ребенком не сравнятся с целым днем непродуктивного общения.
  9. Относиться с пониманием к детскому взрослению. Именно период взросления чаще всего является причиной непослушания. Часто под влиянием друзей взрослеющий подросток показывает свою «крутость». Таким образом ребёнок старается самовыражаться и доказывать свою самостоятельность. Здесь важно подобрать правильный подход к ребёнку, не потеряв в его глазах авторитет и доверие.
  10. При потере детского доверия и уважения следует постараться вернуть их. Нет необходимости лезть в душу ребёнка, достаточно проявить интерес к его жизни. Может оказаться, что музыка, которую он слушает, не так ужасна, как кажется, а современная литература тоже может иметь глубокий философский смысл. В процессе общения станет понятным, что существует много тем для разговоров, где вкусы и мнения сходятся.
Читайте также:  Важные слова, или как заставить парня признаться в любви

Ремень или объяснения?

С давних времен отцовским ремнем пугали малышей с ранних лет. Били им практически всех, только кого-то сильно, а кого-то не очень. Тогда ремня действительно боялись.

Но в современном обществе сложились несколько другие правила и тенденции, как воспитывать непослушного ребенка. В частности, взрослые пытаются достучаться до детского сознания путем объяснений и уговоров, убедительными и умными речами, суждениями.

Но даже в том случае, когда достучаться сразу не получается, специалисты не советуют прибегать к насилию, так как оно лишь поразит еще большее насилие. В качестве альтернативы в некоторых случаях может подойти игнорирование ребенка. С ним можно не разговаривать или же просто лишить сладостей. Главное ни в коем случае не говорить ребенку о том, что он плохой и уж, тем более что он никому не нужен.

Отсутствие контакта с родителями

Слишком молодые родители, неготовые к появлению другой жизни рядом, рождение второго ребенка, нехватка времени, равнодушие или нелюбовь к ребенку, эгоизм родителей, нежелание вникать в жизнь маленького человека, карьера, большая занятость на работе и многое другое часто приводят к тому, что ребенок становится одиноким.

За внутренним отчуждением следует состояние, когда сын или дочь любым путем стараются привлечь внимание родителей к себе. Одним из типов поведения обычно становится то, что при любых обстоятельствах и просьбах малыш начинает делать все назло. Кажется, к нему невозможно достучаться.

Отсутствие контакта с родителями

Контакт с ребенком на протяжении всего периода взросления дает ему чувство уверенности и готовит к будущей жизни. Обычная потребность общения, совместных игр, просмотра телевизора, чтения книжек, рисование и т. д. вызывает у детей чувство восхищения родителями, а как результат – послушание.

Читайте также:  Лоботомия — это что такое? Для чего нужна лоботомия?

Ребенок будет делать родителям назло в том случае, если они обделяют его своим вниманием и любовью. Это его метод поведения, чтобы вызвать к себе хоть какую-то реакцию и чувства.

Грубые ошибки родителей

  • «Ты меня не слушаешь, я больше тебя не люблю». Каждая мама должна указывать на плохие поступки, нельзя игнорировать свое чадо. Ваш ребенок должен быть всегда уверен в том, что вы его любите. Нельзя в него вселять страх, что его могут бросить, разлюбить.
  • Не молчите. Нельзя в виде наказания лишать малыша внимания, ласки, ему очень сложно в этой ситуации.
  • «Дойдет со временем, пусть сам поймет». Свобода нужна, но палку перегибать нельзя. Вы должны указать правильный путь, а не пускать воспитание на самотек.
  • Откажитесь от физического насилие. Это усугубляет ситуацию, полностью нарушает контакт. Бьют маленьких деток только слабые, психически неуравновешенные люди.

Итак, приглядитесь внимательно к своей кровинке, возможно вы наговариваете?! Всегда помните, что детство – самая восхитительная, веселая пора, молодейте, радуйтесь ей вместе со своими ребятишками.

Как наказывать непослушного ребенка

Если вы решили наказать ребенка, будьте последовательны. Это первое правило выстраивания нормальных взаимоотношений с маленьким человеком. Второе правило – проанализируйте, заслуживает ли совершенный проступок наказания.

Приведем пример: ребенок облился соком. Вы ругаетесь, кричите и негодуете, что придется стирать вещи. Что чувствует малыш? Обиду и непонимание: он облился не нарочно. Теперь представьте: вы сидите в гостях и роняете на платье кусочек мяса. Увидевший это хозяин квартиры начинает отчитывать вас  за упавший кусок, ведь он готовил мясо два часа. Неприятно? Конечно, ведь вы сделали это не специально. Проведя аналогию, задумайтесь: стоит наказывать ребенка и провоцировать будущие акты непослушания?

Как наказывать непослушного ребенка

Другой пример, касающийся последовательности действий: у ребенка ночью замерзли ножки, он описался в вашей кровати. Вы в гневе: ночной подъем, замена белья, кого такой променад оставит без эмоций? Вы наказываете малыша и перекладываете спать в свою кроватку. Ситуация повторяется: через пару часов вы обнаруживаете лужу на простыни ребенка. Вы больше не кричите, потому, как всерьез озабочены здоровьем малыша. Начинаете гладить маленькую головку, причитать, говорить нежные слова, жалеть. Ребенок не понимает грань: почему в одном случае на него накричали, а в другом пожалели? Проанализируйте на данном примере, нужно ли в этой ситуации наказание: анализ примера поможет понять, когда ребенка нужно наказывать, а когда нет.

Что делать, если дети не слушаются – ошибки родителей и способы корректировки поведения непослушного ребенка

Ребенок — это развивающаяся личность, интересы которой необходимо уважать. Родитель ответственен за жизнь, здоровье и благополучие своих детей, но он может лишь мягко направлять, деликатно советовать и скрыто манипулировать, ни в коем случае не склонять к послушанию агрессией. Насильственные меры не дают эффекта и ломают психику. Во все времена актуален вопрос недопонимания между ребенком и взрослым. Надо заметить, что сейчас мамы стали более грамотными и мудрыми, так как могут найти решение практически любой проблемы в интернете. Психологи поделились своими наблюдениями, а мы расскажем вам про то, как добиться послушания ребенка и как вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не навредить.

Что делать, если дети не слушаются – ошибки родителей и способы корректировки поведения непослушного ребенка