Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков

Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.

При каких детских проблемах эффективна КБТ?

Обязательно стоит обратиться к КБТ-специалисту, если вы замечаете или ребенок жалуется на следующие проблемы:

  • сниженное настроение, подавленность, слезливость, тоска, пессимизм;
  • частая «беспричинная» тревога, волнение, нервозность, которые негативно сказываются на успешности ребенка;
  • резкое снижение самооценки, ухудшение отношения к себе, неуверенность в себе;
  • усталость и снижение энергии, которые кажутся вам более выраженными, чем того требует текущая жизненная ситуация;
  • панические состояния часто «беспричинные» или несоответствующие ситуации;
  • конкретные страхи (фобии), которые не проходят со временем и мешают самореализации;
  • повторяющиеся движения или действия, ритуалы, в том числе вербальные, от которых ребенок не в состоянии отказаться;
  • самоповреждающее или рискованное поведение.

Ипохондрия

Выражается в глубокой убежденности в наличии тяжелого заболевания. От нормальной заботы о своем здоровье отличается тем, что ребенок полностью растворяется в мнимой болезни. Все свободное время посвящает лечению, перестает ходить в школу, так как «плохо себя чувствует». Симптомы ипохондрии:

  • чрезвычайная фиксация на состоянии здоровья;
  • глубокая убежденность в наличии заболевания, несмотря на заверения врачей в обратном;
  • уверенность в непрофессионализме медиков, заговоре;
  • снижение тяги к жизни, работоспособности, возникновение депрессии.

Особенность детской ипохондрии в том, что на фоне эндокринно-гормональных изменений тело действительно может испытывать различные новые, не всегда приятные ощущения. Некоторых подростков они пугают, и «по интернету» они диагностируют у себя неизлечимые недуги. Риск возрастает, если у кого-то из окружения обнаруживают подобную болезнь. Интенсивность симптомов зависит от событий, происходящих в жизни юноши или девушки, их впечатлительности. Часто ипохондрия – спутник депрессии, тревожности.

Чтобы помочь ребенку, нужно понять, что это не блажь, а серьезное эмоциональное заболевание. Необходимо отвести тинейджера к специалисту в области психологии, чтобы он поставил точный диагноз, и выявил причину подобного поведения.

Особенности ипохондрии у подростков

Ипохондрия у подростков имеет свои пусковые факторы, основанные на возрастных особенностях организма.

На фоне значительных изменений нейро-эндокринной системы, происходящих в пубертате, у подростков часто возникают неприятные ощущения и состояния. У здорового ребенка они нестойки и проходят самостоятельно. Являясь неопасными для жизни и здоровья, эти ощущения могут напугать и заронить мысль о наличии заболевания, ведь в этом возрасте психика особенно уязвима и восприимчива к любым внешним и внутренним стимулам. Риск существенно повышается, если подросток узнает о тяжелой болезни у кого-то из своего окружения.

Читайте также:  В чем заключается подготовка детей к школе

В начале подросткового возраста ипохондрия отличается большей зависимостью проявлений от внешних стимулов. Интенсивность симптомов и ипохондрическая фабула (несуществующий диагноз) часто меняются в зависимости от событий и впечатлений. Так услышав или прочитав о каком-то тяжелом заболевании, ребенок начинает трактовать свои ощущения как одни из её симптомов. Самочувствие резко ухудшается при упоминании о чьей-то болезни или смерти: усиливаются неприятные ощущения, возрастает тревога, возникает страх смерти.

Важно

Для подростков характерно сочетание ипохондрии с аффективными расстройствами (депрессивным, тревожно-депрессивным) и сенестопатиями.

Ипохондрия у подростков различается в зависимости от ранга (тяжести) заболевания и может существовать в форме навязчивости, сверхценной идеи или бреда.

  • Навязчивая ипохондрия выражается в виде тревоги, подозрений и страхов по поводу наличия серьезного / неизлечимого заболевания. Симптомы возникают, как правило, после психотравмирующей ситуации, связанной с болезнью или смертью кого-то из близких и носят периодический, часто возникающий «навязчивый» характер.
  • Сверхценная ипохондрия характеризуется тем, что при наличии реального заболевания сильно преувеличивается его тяжесть. Происходит жесткая фиксация на этой идее, полностью пропадает интерес к другим сферам жизни. Подросток перестаёт заниматься учёбой, выполнять бытовые обязанности, поддерживать социальные связи.
  • Бредовая ипохондрия (ипохондрический бред) проявляется в непоколебимой уверенности в наличии тяжелого заболевания, основанной на «доказательствах», полученных в результате алогичных, патологических рассуждений и умозаключений. Ещё один вариант — идея, что заболевание возникло в результате некоего внешнего воздействия (радиация, гипноз, результаты инопланетных экспериментов и пр.). В этом случае наблюдается не только полное отсутствие критики к состоянию, но и агрессия в отношении человека, пытающегося переубедить психически больного подростка.

Механизм появления навязчивого состояния ОКР

ОКР состоит из двух похожих неврозов. Обсессии – это навязчивые мысли. Компульсии – навязчивые действия. Механизм развития расстройства прост: чтобы нейтрализовать плохое влияние мыслей, предотвратить ту беду, о которой они говорят, человек придумывает ритуалы. Эти ритуалы и становятся компульсиями. То есть механизм можно представить так: пока я делаю то-то, я в безопасности, я контролирую ситуацию.

Пример, как может проявлять себя навязчивое мышление

Существуют тысячи вариаций ОКР. Рассмотрим несколько популярных примеров:

  1. Человек боится микробов, то есть страдает мизофобией. Голоса в голове твердят, что микробы повсюду. Чтобы обезопасить себя человек придумывает ритуал: мыть руки по пять раз за один подход, а подходы совершать после каждого контакта с загрязненной поверхностью. А также он моет все продукты и даже банки, упаковки из магазинов. На уборку дома ежедневно тратит по несколько часов. В тяжелых случаях человек закрывается дома или придумывает дополнительные атрибуты для контакта с миром: марлевая повязка, антисептик, салфетки и т.д.
  2. Популярна и другая форма невроза, на первый взгляд, нелогичная. Человек боится, что с его близкими случится несчастье. Чтобы нейтрализовать это и почувствовать контроль над ситуацией, он придумывает ритуал: нужно вставать с утра только с правой ноги, нужно 10 раз повернуть ключ в замке и т.д.
  3. Другие люди с неврозом могут часами и даже сутками находиться в душе и просто ждать, пока вода «вымоет» из головы плохую мысль.
Читайте также:  Как определить у себя маниакально-депрессивный психоз

Можно бесконечно продолжать череду примеров, но, думаю, суть ясна: плохая мысль нейтрализуется хорошим действием. Так человек обретает контроль над ситуацией.

Главная причина синдрома – страх, нехватка контроля. В данном расстройстве все взаимосвязано. Навязчивые плохие мысли рождаются на фоне психотравм. Чтобы снова обрести контроль человек выбирает то, что доступно (ритуалы могут быть самыми разными).

Пример: будучи ребенком, женщина наблюдала смерть матери (от рака). Девочка ощущала свою беспомощность и бесконтрольность ситуации. Она ничего не могла сделать, но очень хотела помочь. Мама умерла, у девочки образовалась психотравма, а вместе с ней навязчивый страх смерти. Чуть позже девочка придумала несколько ритуалов, которые помогали ей снова почувствовать безопасность и контроль. Поначалу ей это даже нравилось, но с каждым годом ритуалы становились все сложнее, пока не привели к полной изоляции в стенах дома и круглосуточному повторению одних и тех же действий.

Влияние беспокойства на здоровье

Беспокойство негативно отражается на психическом и физическом здоровье. Постоянный стресс приводит к снижению иммунитета, разрушению защитных систем организм. На фоне этого человек начинает часто болеть, обостряются хронические заболевания. В общем, все болезни от нервов, а нервы от мыслей.

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация;
  • имплозия;
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками. Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента. Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям.

Еще психологи советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия. Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей. Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов. Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Читайте также:  15 правил для стремительного карьерного роста

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги. Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться. К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов.

Патогенез

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей – отсроченная реакция на травму. Она развивается как результат истощения адаптационных резервов организма, сбоя эмоционально-волевых механизмов. В экстремальной ситуации системы организма функционируют в усиленном режиме – активизируется фаза сопротивления. Опасность, непредсказуемость событий не позволяют проявить слабость, эмоциональность. Собственное отношение, страх, унижение, боль вытесняются из сознания, так как не способствуют выживанию. В итоге через определенный промежуток времени защитные механизмы истощаются, переживания актуализируются, трансформируясь в навязчивые воспоминания, кошмарные сны, напряжение, тревожность, депрессию.

Патогенез

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах. Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Реабилитация

Обсессивно-компульсивное расстройство отличается нерегулярно изменяющимся характером, поэтому, независимо от вида лечения, любой пациент может почувствовать улучшение через какое-то время.

После поддерживающих бесед, вселяющих уверенность в себе и надежду на выздоровление, и психотерапии, где вырабатываются приемы защиты от навязчивых мыслей и страхов, пациент чувствует себя значительно лучше.

После этапа выздоровления начинается социальная реабилитация, которая включает в себя определенные программы обучения способностям, необходимым для комфортного самоощущения в обществе.

К таким программам можно отнести:

  • развитие навыков коммуникации с окружающими людьми;
  • обучение правилам общения в профессиональной сфере;
  • формирование понимания особенностей бытового общения;
  • развитие правильного поведения в повседневных ситуациях.

Процесс реабилитации направлен на формирование устойчивости психики и выстраивание личных границ больного, обретение им веры в свои силы.

  1. Лекарственное лечение ОКР — Лечение Паничесих Атак и ОКР
  2. Обсессивно компульсивное расстройство или ОКР: что это, симптомы и лечение
  3. Обсессивно компульсивное расстройство причины возникновения
  4. ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство): лечение в домашних условиях, избавление самостоятельно