Как распознать и победить детские страхи?

Вместе с развитием познавательной деятельности у ребёнка появляются страхи. Со временем детские страхи, конечно, исчезнут, потому что малыш подрастёт.

Почему появляются детские страхи?

Присутствие в жизни ребенка неприятных впечатлений заставляет его испытывать страх. Важным условием гармоничного развития личности является преодоление фобий еще в детском возрасте. Родители должны помочь своему чаду бороться со своими страхами, в противном случае они могут испортить всю жизнь, так как негативно отразятся на психологическом здоровье человека.

Наиболее выражены детские страхи у дошкольников, так как в это время интенсивно развивается когнитивная сторона личности ребенка.

Малыш уже более осознанно начинает понимать, что вокруг существует много опасностей. В это время преобладают фобии, которые основаны на инстинкте самосохранения. У детей школьного возраста, особенно у подростков, страхи имеют социальный характер.

Возрастные страхи чаще всего встречаются у тревожных, мнительных, эмоционально чувствительных детей с врожденной нервозностью. Большую роль играет в этом семья. На возникновение страхов влияют следующие ситуации:

  • Фобии родителей.
  • Гиперопека.
  • Авторитарный стиль воспитания.
  • Единственный ребенок в семье.
  • Душевные травмы, испуг.
  • Повышенные нервно-психические нагрузки мамы, ранний выход на работу.
  • Неполные семьи.

Детская практическая психология выделяет следующие основные причины появления страхов:

  • Конкретный случай, который произошел в жизни малыша и сильно напугал его. Ребенок может начать бояться после того, как его укусила собака, он застрял в лифте, попал в аварию. После этого может появиться стойкая фобия. Последствия характерны для детей с повышенной мнительностью, неуверенных в себе и с заниженной самооценкой.
  • Детские фантазии, воображение, которые способствуют тому, что дети выдумывают монстров, чудовищ под кроватью. Есть малыши, которые сразу забывают о них после того, как им приснится кошмарный сон, а другие наотрез отказываются оставаться одни в комнате.
  • Часто повторяющиеся скандалы, негативная обстановка в семье, отсутствие понимания, поддержки и заботы становится причиной повышенной тревожности ребенка. Со временем развиваются различные фобии.
  • Негативный опыт общения со сверстниками. Если ребенка обидели в садике или школе, он может наотрез отказываться посещать учебное заведение.
  • Наличие неврозов. Это заболевание находится в компетенции докторов. Основными симптомами недуга является наличие страхов, которые не соответствуют возрастной категории малыша или имеют патологические проявления.

Страх становится причиной сильного эмоционального напряжения детей. Это проявляется такими изменениями в поведении, как заторможенность, импульсивность, непредсказуемость. Если малыш боится чего-то, то это говорит о том, что он не может сам справиться со своими чувствами, не может их контролировать.

Для каждой возрастной категории характерны определенные виды фобий. Их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.

Что может усугубить детский страх

Не стоит забывать и о риске усугубления детского страха. Для того, чтобы страх принял более сложную форму достаточно совершить несколько, на первый взгляд, незаметных ошибок:

  • Напоминание о страхе и насмешки родственников. К сожалению, порой родные и близкие не принимают всерьез страхи ребенка, а считают это блажью и желанием ребенка привлечь к себе внимание. Нередко они начинают насмехаться над причиной страха, что ведет только к его усугублению. Рекомендуется поставить себя на место ребенка и понять, что ребенок имеет право бояться, не стоит уничижать его тревоги.
  • Источник страха находится в доступности. Трудно перестать бояться чего-либо если причина страха постоянно маячит перед глазами. Если ребенок боится собак, то навряд ли он переборет свою боязнь, если родители решат завести собаку. Некоторые родители поступают именно так, считая, что ребенку проще перебороть страх перед той же собакой, если он поймет, что маленький щенок не может ему навредить. Подобная «терапия» срабатывает крайне редко, чаще эффект получается обратным и, если раньше ребенок готов был поделиться своими тревогами с родителями, то теперь он может просто замкнуться в себе. Мало ли на что сподобится родительская фантазия, если он, к примеру, скажет, что до ужаса боится пауков.
  • Властные родители. Чрезмерно строгое воспитание не способствует к открытости и желанию довериться. Если ребенка с детства пытаются приучить к правилу, что он должен учиться сам справляться с трудностями и преодолевать различные преграды, то он станет отстраненным и замкнутым. Ребенку необходимо быть уверенным в том, что он с любым своим переживанием может подойти к папе и маме и они его поддержат, поймут, а при необходимости и пожалеют. Не торопитесь привносить излишнюю строгость в воспитание своего малыша, позвольте ему насладиться родительской нежностью и заботой.
  • Нехватка общения с родными. Ребенок, равно как и взрослый, остро нуждается в общении и доверительных разговорах. Редко, когда родители, уставшие после тяжелого рабочего дня, найдут свободное время на простой разговор с ребенком. К сожалению, им проще отмахнуться от него и отправить его поиграть в компьютер или порисовать. Помните: ребенку требуется общение, как возможность чувствовать себя нужным, любимым и защищенным. Уделяйте хотя бы час своего времени на разговор с ребенком, интересуйтесь как прошел его день, что его беспокоит или смущает.
  • Гиперопека. Обратной стороной сурового воспитания является чрезмерная опека над ребенком. Если с раннего детства окружать его от всех возможных раздражителей и «еще на подходе» избавляться от возможных тревог, то ребенок вырастет инфантильным, бесхребетным, да и от страхов своих он не избавится. Наоборот, если столь заботливых родителей не будет рядом в нужную минуту, страх может усугубиться и перерасти в паранойю.

Важно Львиная доля тревог и страхов может возникнуть именно по вине родителей. Не забывайте, что родители должны стоять на страже интересов своего ребенка. Если его критикуют учителя – защищайте его, если он пришел в слезах из детского сада – успокойте и узнайте о причине его состояния.

Не стоит мчаться и устраивать скандалы со всеми, кто посмел «косо глянуть на вашу кровиночку», но и отмахиваться от его проблем нельзя ни в коем случае. Общайтесь с ребенком, ищите вместе причину тревоги и страха и, опять же, вместе ищите пути решения этой проблемы.

Виды детского страха

Условно все детские страхи можно поделить на 2 группы: инстинктивные и социальные.

Инстинктивные страхи это:

  • страх смерти;
  • страх потеряться;
  • боязнь темноты, глубины, высоты;
  • страх замкнутого пространства;
  • страх стихий (например, страх воды);
  • страх животных и насекомых;
  • боязнь врачей (одновременно со страхом уколов, вида крови).

Социальные страхи это:

  • страх одиночества;
  • страх осуждения и наказания;
  • страх насмешек.

Как правило, самые простые и распространенные страхи детства, на которые взрослые вовремя не обращают внимания, могут перерасти в фобии и доставить немало хлопот.

Страх темноты

Наверное, нет ни одного родителя, которые не уговаривал бы ребенка не бояться, приводя разумные доводы про безопасность дома. Но ребенок все равно просит оставить включенным свет и отказывается входить в темное помещение. Дело в том, что за страхом темноты скрывается страх неизвестности. Ребенку необходимо визуальное подтверждение своих мыслей, несмотря на детскую способность к воображению. Ему нужно увидеть собственными глазами, даже если ребенок знает, что его ждут знакомые предметы.

Если обесценивать и игнорировать страх темноты, у взрослого остается страх неизвестности. Это приводит к апатичности и замкнутости.

Страх потеряться

Чаще всего это состояние, навязанное родителями. Детям часто говорят: «будь на виду, иначе потеряешься», «будь на виду, чтобы я была спокойна». То есть тут речь в первую очередь об интересах взрослого. Бесконечно проговаривая установку «потеряешься», взрослый внушает ребенку мысль всегда быть на виду. И тогда все будет в порядке. Вырастая, такие дети уверены, что их благополучие напрямую зависит от их популярности. Они стараются «быть на виду» всеми любыми способами, в том числе и диссонирующими обществу. При таком патологическом стремлении к популярности не происходит здоровой социализации. Человек по сути все равно «теряется» в толпе, остается одиноким.

Страх смерти

Нередко ребенку приходится переживать смерть родственника в достаточно раннем возрасте. Основное, что нужно помнить родителям: детей не нужно брать на похороны и поминки. В такой ситуации на неокрепшую детскую психику обрушивается сразу несколько факторов: неизвестность, непонятная ситуация, атмосфера, поведение близких. Ребенок осознает, что с близким человеком (например, с любимой бабушкой) произошло нечто плохое и непоправимое, но при этом не понимает почему. А вдруг, это из-за того, что он не слушался? Пока взрослые заняты своими переживаниями, у маленького человека несколько раз переворачивается мир и приходит острый страх того, что это может случится с каждым. Во взрослом возрасте это приводит к стремлению «прожигания» жизни, неоправданному риску. Все это происходит, потому что человеку, пережившему страх смерти в детстве, необходимо чувствовать себя каждый день живым и невредимым, доказывать себе это всеми возможными способами. Проблема алкоголизма и наркотической зависимости также тесно связана с детским страхом смерти.

Страх быть отверженным

Еще одно часто встречающееся эмоциональное состояние «родом из детства». Возникновению такого страха способствуют многие факторы, основной из которых – отношение к ребенку в семье. Неприятие собственными родителями, постоянное обесценивание детских проблем и переживаний приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя чужим и ненужным не только в семье, но и среди сверстников. Взрослые люди, выросшие с такой установкой, чувствуют себя недостойными внимания и любви, боятся осуждения общества. Они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, изолируются от социума. Такое состояние нередко приводит к депрессии.

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Читайте также:  5 советов, как перестать жить для мужчины и научиться жить для себя

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком

Вам также может быть интересно . Как решить проблему Детские страхи: реальные и вымышленные Причина № 1. Транслируется собственный опыт родителей Моей первой учительницей была Анна Ивановна. Я боялась Как решить проблему Детские обиды: как помочь ребёнку преодолеть обидчивость Возникновение обиды и ее потенциальные последствия В основе собственного отрицательного ответа лежат неправильные представления Дети Детские страхи от 1 года до 3 лет и способы борьбы с ними Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом. Это социальные страхи, которые могут повлиять на Дети Детские страхи по возрастам Почему ребенок испытывает страх? Каждый человек, хотя бы раз в жизни пережил чувство страха.

Терапия детских страхов

В эту методику борьбы с детскими страхами входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

  • игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче. Такие игры помогают ребенку не только постепенно избавиться от конкретного страха, но и преодолеть замкнутость и неуверенность в себе.
  • изотерапия – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);
  • музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;
  • танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;
  • ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;
  • цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности.

Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.