Ипохондрия — симптомы и лечение ипохондрического расстройства

, MD, Sidney Kimmel Medical College of Thomas Jefferson University

Самой тяжелой формой патологии считается бредовая ипохондрия. Что это такое? Обычно данное состояние характеризуется следующими проявлениями:

  • Убежденность в наличии неизлечимого заболевания.
  • Частые попытки суицида.
  • Уверенность, что врачи скрывают истинное положение дел.

Люди, у которых ярко выражена бредовая ипохондрия, симптомы и лечение любого заболевания расценивают как смертный приговор. Они не доверяют врачам, поэтому пытаются самостоятельно побороть недуг, изучая информацию на просторах Интернета.

Клиническая картина

Отличительными особенностями развития заболевания у детей и подростков является то, что в начале заболевания длительное время симптомы, странности в поведении могут быть приняты за трудности характера, «переходный период» во время пре- и пубертатного возраста, неправильное воспитание и капризность.

У пациентов отмечаются такие симптомы, как чрезмерное страдание, выраженная грусть без причины, печаль, тоска или тревога, потеря интересов и удовольствия к повседневной жизни, самообвинение и безнадежность. Часто также отмечаются нарушение сна и аппетита вплоть до полного отказа от приема пищи. Пациенты отличаются заторможенностью мышления и движений. Некоторые пациенты предъявляют жалобы на боли в разных частях тела (чаще в области живота и головы). Такое состояние продолжается от несколько недель до нескольких месяцев и лет.

Ухудшение настроения при длительном течении заболевания может приводить к состоянию полного психофизического бессилия. При выраженных нарушениях возможны попытки самоубийства.

К проявлениям депрессии у детей относятся энурез, запоры, тики, навязчивости, возможны галлюцинаторные эпизоды. Лицо депрессивного ребенка обычно неподвижно, возможно наличие неестественной улыбки. При длительном течении заболевания появляется сутулость, замедляется походка либо возможно развитие беспокойства.

У депрессивных детей, как правило, наблюдается потливость, колебание артериального давления, снижение массы тела, дискинезии, нарушение пищеварения.

Симптомы и признаки патологии

Данное расстройство личности имеет симптоматику, зависящую от кризисных периодов и от множества других расстройств. Психологически у персон с конверсионными расстройствами имеются некоторые патологии личностного психологического характера. Им очень характерна демонстративная симптоматика, то есть стремление показать себя, находясь в обожаемом центре. Демонстративность черт может быть в преморбиде, то есть до развития самой патологии.

Детские психические травмы очень часто позже отображаются в симптоматике расстройства, хоть и напрямую не звучат в речах индивидуума, поскольку прячутся в подсознание. У таких людей имеется высокая внушаемость, своего рода сугестивность. Такие личности легко поддаются разным хитростям и внушениям. При этом патология не проходит из-за внушений, хотя на пациентов хорошо действует гипнотическая терапия. Любые лишения непереносимы для такого человека.

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

Дисоциативное конверсионное расстройство имеет в своем составе условную приятность симптома. То есть больной имеет вторичную выгоду от такой патологии. Это не обозначает, что он симулянт, для него все эти процессы в психике проходят неосознанно. Желательность симптома наиболее свойственна именно для конверсионного расстройства. Цель такого выигрыша — удержать внимание желаемого индивида, и даже безусловное желание удержать любовь, поскольку есть иллюзия, что без удержания он никому не понадобится и останется брошенным.

Описываемое расстройство всегда имеет в своем составе внутренний конфликт, некое противоречие, которое проявляется в симптоматике и в отношениях. Нередко формируется оно из семейных противоречий и сексуальных семейных запретов, которые нарушают нормальное психоразвитие ребенка. Имеется также семейно заложенное стремление к личностной рентной установке, то есть все отношения строятся посредством выгоды.

Симптомы и признаки патологии

Патогенетически конверсионное расстройство имеет некую последовательность развития. Обычно формирование его происходит внезапно, но лишь на первый взгляд, внутренне, несомненно, для этого есть веские причины. Диссоциативное конверсионное расстройство имеет тенденцию к ремиттированию, даже после гипнотических процедур, особенно часто возвращаются расстройства, которые были спровоцированы травматическими жизненными событиями.

Данное расстройство ремитирует при стойкости внутренней проблематики, это связано с аспектом неизбежности переживания внутренних противоречий. Особенно провокативны для рецидивирования ситуации, задевающие за живое внутреннее эго и снова бередя ту же проблематику. Важно понимание, что чем запущеннее и задавненнее случай, тем хуже он поддается купированию любыми психотерапевтическими методиками.

Характерно, что нарушение такого типа могут провоцировать псевдопоражения во всех психических сферах. Обычно функционирование организма целостно, но при этой патологии происходит дезинтеграция и индивидуум полностью теряет некоторые функции, которые становятся как бы выключены из общего потока сознания.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Читайте также:  Исследование по обществознанию «Подростковый конформизм»

Типы диссоциативного (конверсионного) расстройства

двигательным нарушениямДиссоциативный ступор.Диссоциативный параличДиссоциативные нарушения походки.Диссоциативный треморДиссоциативные афония и мутизмДиссоциативные судорогисенсорным диссоциативным нарушениям

Анестезия, парестезия и гиперестезияДиссоциативные глухота, слепота и тоннельное зрение.Диссоциативная фугаДиссоциативный ступорСиндром ГанзераРасстройство в форме множественной личностиДиссоциативное расстройство в виде транса.

Аутистическиподобные расстройства

К этой группе аутистических расстройств относятся атипичные формы детского аутизма — случаи их возникновения при определенных формах клинической патологии, когда поражение мозга является одним из основных проявлений заболевания — различных органических мозговых процессов, вызванных хромосомными болезнями (болезнь Дауна, ФКУ, синдром Х-ломкой хромосомы и др.) и тяжелых обменных нарушений в организме. Для аутизма в таких случаях характерно его развитие на фоне выраженной в той или иной степени умственной отсталости. Аутистический синдром при умственной отсталости проявляется в меньшей степени, представлен не всем комплексом свойственных ему признаков, т. е. является неполным и стертым. В этих случаях больше всего нарушена способность к общению с окружающими, но и эта особенность выражена значительно меньше по сравнению с ранним детским аутизмом Каннера. Отсутствуют также атетозоподобные стереотипные моторные феномены, менее изменена и эмоциональность, больные сохраняют привязанность к матери. Иногда аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными, в динамике основного заболевания. По мере прогрессирования основного заболевания, а иногда и просто в связи со взрослением больных они, как правило, исчезают. В клинической картине в этих случаях наряду с умственной отсталостью большое место занимают признаки соматического дизэмбриогенеза, характерные для того или иного основного заболевания.

Шизофрения

В процессе прогрессирования этой болезни происходят определенные личностные изменения, которые обычно могут проявляться оскуднением эмоциального фона, снижением энергетического уровня, потерей единства психических опций. Среди наиболее распространенных клинических признаков у лиц дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:

  • редкий плач (в грудном возрасте), отсутствие реакции на мокрые пеленки и пробудившийся аппетит;
  • необоснованный страх, чередующийся с абсолютным бесстрашием;
  • возникновение состояния двигательного угнетения или, наоборот, возбуждения;
  • стереотипное поведение.

У школьников, больных этим недугом, часто возникают следующие симптоматические проявления:

  • речевые расстройства и частое употребление стереотипных выражений;
  • изменение голосовых функций ребенка (с крика он может резко переходить на шепот, пение);
  • нелогичность мышления;
  • склонность к философствованию, мудрости, разговорам о конце света, чем-то возвышенном;
  • слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;
  • соматические желудочные расстройства.

Шизофрения может наблюдаться и в более осознанном возрасте; ее характеризует навязчивый страх, рассеянность, состояние бреда, аффективные расстройства.

Что такое детский невроз и почему он возникает

У малышей до трех лет невротическое расстройство возникает по физиологическим причинам, а позднее, по море взросления ребёнка, подключаются и психологический факторы. Причины неврозов у детей младшего возраста могут быть:

  • Гипоксия плода во время беременности, возникшая в результате тяжелого протекания беременности или наличия других хронических заболеваний будущей мамы;
  • Поражение центральной нервной системы младенца во время родов;
  • Частые болезни малыша в младенческом возрасте, пониженный иммунитет.
Читайте также:  Доведение до суицида: статья и что за это грозит

Психологическое расстройство у детей после трех лет возникает под влиянием не только физиологических причин, но и психологических:

  • Неблагоприятная обстановка в семье, частые скандалы и ссоры родителей. По статистике, развод родителей является одним из главных факторов возникновения детского невроза;
  • Долгое и тяжелое привыкание к детскому саду.
Что такое детский невроз и почему он возникает

Психологи утверждают, что невротическое состояние чаще всего возникает у детей, с определенными особенностями психологического состояния:

  • Гиперчувствительность и эмоциональность. Такие дети слишком тяжело переносят расставание с мамой даже на короткий период.
  • Беззащитность.
  • Склонность к страхам и беспокойствам.
  • Замкнутость. Все обиды и переживания малыш прячет глубоко внутри себя, не выплескивая эмоции наружу.
  • Впечатлительность.
  • Потребность самоутвердиться.

Дети именно с такими особенностям характера более подвержены психологическим расстройствам.

Неврозы у детей и подростов возникают аналогичным способом: на основе психоэмоциональных и физиологических факторов. Физиологические причины у подростков следующие: тяжелые роды, хронические заболевания нервной системы, низкий иммунитет. А вот психологические причины невроза у подростка зависит от возрастной группы, в котором он пребывает.

Первый возрастной кризис у ребенка наступает примерно в три года, когда маленькая личность начинает себя осознавать, как отдельного человека, со своими потребностями и желаниями. Также в этом возрасте дети обычно начинают посещать детский сад, что является своеобразным эмоциональным испытанием. По данным статистики, именно на этот период жизни ребенка чаще всего выпадает развод родителей

В возрасте трех лет ребенок наиболее уязвим, и ему как никогда требуется забота и внимание родителей

Неврозы у детей и подростков после двенадцати лет в основном возникают на фоне гормонального перестроения организма. Постоянные смены настроения, конфликты с окружающими, депрессии – наиболее частые признаки этого возраста.

Что такое детский невроз и почему он возникает

Таким образом, невроз у детей может возникнуть под влиянием следующих факторов:

  • Нежелание взрослых находить компромисс в общении с подрастающим поколением;
  • Избыток или дефицит внимания со стороны родителей;
  • Сложная семейная обстановка;
  • Навязывание взрослыми своей модели поведения, чрезмерная опека;
  • Запугивание в детском возрасте сказочными героями;
  • Отсутствие полноценного отдыха;
  • Проживание в плохих жилищных условиях;
  • Круглосуточная занятость родителей, воспитание посторонними людьми;
  • Неполная семья;
  • Хронические заболевания, в том числе и нервной системы;
  • Генетическая предрасположенность к неврастении;
  • Умственные и физические перенапряжения, недосыпание.