Игротерапия для дошкольников: цели, методы и средства

Игровая деятельность имеет огромное значение и для психического развития малыша. В процессе игры он учится жить: получает различные знания и умения, овладевает общественными правилами. Также казалось бы обычная забава может улучшить самочувствие и настроение ребёнка, помочь в преодолении психических травм и трудных жизненных ситуаций.

Функции игротерапии

В ходе игровой терапии отношения между участниками становятся максимально доверительными. Вне зависимости от формы игротерапии, она выполняет три основные функции, являющиеся наиболее важными для детей дошкольного возраста:

Функции игротерапии
  • Диагностика. Игротерапия для детей помогает лучше узнать все личностные особенности малышей, его взаимодействие с миром и окружающими людьми. В ходе обычного разговора бывает крайне сложно раскрыть замкнутого ребенка. Причин тому может быть множество. Лечение игрой помогает ему на уровне сенсомоторики продемонстрировать, что его беспокоит или с чем ему пришлось когда-то столкнуться. Он выражает себя спонтанно и полно, что отлично помогает для дальнейшей психологической коррекции.
  • Обучение. Лечение и одновременное обучение ребенка — это сочетание важных функций, которое дает игротерапия в детском саду или просто с группами дошкольников. Развивающий процесс игры адаптирует ребенка к новому, позволяет легко понимать те или иные вещи, реадаптироваться и социализироваться. Процесс социализации имеет огромное значение для многих замкнутых в себе детей и не только.
  • Терапия. Данный метод игровой терапии ориентирован на то, что ребенок проявляет интерес к самому процессу. Результат его совершенно не волнует. В ходе игры раскрываются переживания, страхи или боязнь общения. Детям удается легче отыскать решения всевозможных конфликтов. Это позволяет значительно укрепить психические процессы, сформировать ту же толерантность и правильно реагировать на происходящие ситуации.
Читайте также:  Эмоции детей: учим ребенка принимать свои чувства

Курс “Недирективная игровая терапия. Введение в практику”.

Метод психологической помощи детям в возрасте от 3 до 12 лет, основанный на концепции гуманистической психологии Карла Роджерса.

Начало: осень 2020, даты уточняются

Ведущий: Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт.

Для кого этот курс

  • для психологов, которые хотят развиваться в детской психотерапии
  • Для игровых терапевтов, которые хотят систематизировать знания и отточить навыки

Условия поступления:

  • Высшее психологическое образование
  • Студенты 4-5 курсов психфаков

Форма обучения:

  • очная (переход в онлайн в случае карантина)

Особенности курса: Лекции, чтение литературы, просмотр видео, демонстрационные сессии, парные и групповые упражнения.

В ходе обучения Вы:

  • познакомитесь с областью применения данного метода и его базовыми принципами
  • познакомитесь с основными умениями и навыками работы игрового терапевта и начнете их осваивать (отражение действий и чувств, поддержка креативности и самоуважения, передача отвественности и установление ограничений);
  • узнаете о стратегии и тактике работы игрового терапевта с семьей;
  • проведете свое первое игротерапевтическое занятие с ребенком

1. Игровая терапия: история, современность, многообразие подходов. Игровая терапия, центрированная на ребенке (ИТЦР):

  • область применения
  • базовые принципы ИТЦР
  • организация терапии (сеттинг)
  • использование принципов ИТЦР для организации игрового пространства
  • базовая консультация родителей
  • этика в игровой терапии

2. Навыки и техники игровой терапии 1

  • Установление терапевтических отношений
  • Отражение действий
  • Отражение содержания игры
  • Отражение чувств

3. Навыки и техники игровой терапии 2

  • Поддержка креативности
  • Установление ограничений

4. Навыки и техники игровой терапии 3

  • Передача ответственности
  • Поддержка самоуважения
  • Развитие отношений с терапевтом
  • Реакции на вопросы ребенка

5. Понимание потребностей ребенка через наблюдение за игрой

  • Анализ поведения ребенка в игре (шкала наблюдения Хоу и Сильверн)
  • Игровые темы: принципы диагностики и анализа
Читайте также:  Как понять, что пора разводиться – советы психолога

6. Работа с особыми популяциями (СДВГ, РАС, травматический опыт).

  • влияние индивидуальных особенностей и особенностей развития ребенка на терапевтический процесс
  • нейробиология и игровая терапия
  • работа с травмой в игровой терапии

7. Оценка прогресса в игровой терапии

  • диагностический инструментарий игрового терапевта
  • измерение прогресса в игровой терапии
  • ведение документации

8. Интервизия в игровой терапии

  • Участники защищают свои игротерапевтические кейсы (презентация случая и видеозапись сессии)

9. Интервизия в игровой терапии (продолжение).

10. Работа с родителями с родителями в ИТЦР

  • Сопровождение родителей в процессе терапии
  • Обучение родителей ИТЦР (Гирни, Лэндрет)

Расписание:

Время: c 11 до 18

Сертификат участия: да

Стоимость: 25000 рублей

Регистрация: Записаться на обучение ОМПУ

Prev Page Next Page

Домашняя игротерапия

Родители нередко задаются вопросом о том, возможно ли использование дома игротерапии для дошкольников. Упражнения и игры абсолютно реально подобрать и в этом случае. В привычной обстановке ребенок чувствует себя максимально расслабленным, и сеанс окажется более действенным.

Можно попросить ребенка изобразить членов семьи. При этом важны использованные цвета, расположение людей, появление посторонних или отсутствующие близкие. Обсуждение рисунка поможет понять переживания.

Психологи приводят множество примеров, когда благодаря такому способу удалось предотвратить множество проблем и сгладить конфликты в семье. Например, девочка рисовала одного из родителей маленького размера и в стороне от других. Оказалось, она не чувствовала любви и поддержки этого близкого человека.

Домашняя игротерапия

Или мальчик изображал девочку без рук. Когда выяснилось, что его постоянно обижает старшая сестра, родители сумели немедленно отреагировать. Многие проблемы „вырастают” в семье, и никогда не поздно заняться их решением.

Доступна в домашних условиях и ролевая игра. В ней несложно определить, что нравится ребенку, а что пугает или беспокоит. Например, если куклы или прочие герои дружат, находятся в отличном настроении, как правило, его ничего не беспокоит. В случае если на протяжении игры у игрушек между собой часто возникают конфликты, скорее всего, придется искать проблему в реальной жизни. Можно задавать ребенку наводящие вопросы, чтобы узнать о нем больше. К примеру — что любит делать эта кукла? Что для нее самое вкусное? Чего она боится?

Читайте также:  Как управлять подсознанием? Подсознание может все

Доступные совместные занятия помогают создать эмоциональную близость, успокоить малыша и развеять его тревоги.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

  • танцы;
  • лепка;
  • подвижные игры;
  • рисование;
  • игры с куклами;
  • игры с песком;
  • конструирование;
  • ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Также рекомендуем почитать: Изотерапия — исцеление через творчество