4 признака, что ты эмоционально истощен, и как это исправить

«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций. Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни?

Откуда берется бесчувственность

Эмоциональное пренебрежение (или неглект) в детстве имеет место, когда ваши родители плохо осознают ваши чувства и эмоциональные потребности в процессе вашего воспитания.

Представьте себе ребенка, растущего в семье, где его чувства по большей части игнорируются. Представьте себе, как чувства такого ребенка с течением времени фактически нейтрализуются из-за повседневного отсутствия эмоциональной поддержки и реакции взрослых.

Этот процесс, обычно (но не всегда) никак не связанный с намерениями родителей, составляет сущность эмоционального пренебрежения в детстве. В нем — причина того, почему многие люди, в других отношениях благополучные, часто на протяжении своей жизни ощущают пустоту и бесчувственность. Вот почему еще в 2012 году я написала книгу «Бег в пустоте: как преодолеть эмоциональное пренебрежение в детстве».

Задача этой книги состоит в том, чтобы познакомить людей с явлением эмоционального пренебрежения в детстве, объяснить, почему оно часто проходит незамеченным, не запоминается и как оно сказывается на испытавшем его на протяжении всей жизни.

Я хочу привести здесь отрывок из книги (слегка отредактированный для большей ясности):

«Люди редко обращаются к психологу с жалобами на ощущение внутренней пустоты или эмоциональной бесчувственности. Само по себе такое ощущение не является психическим расстройством наподобие тревоги или депрессии. Большинство людей, испытывающих его, не замечают, что оно мешает им функционировать в повседневной жизни. Это некое общее чувство дискомфорта, отсутствия наполненности, которое может уходить и возвращаться.

Некоторые люди переживают его физически, как пустое пространство в животе или груди. У других присутствует чисто эмоциональная бесчувственность. Это может быть некое расплывчатое чувство, что вам не хватает чего-то, что есть у всех остальных, или что вы смотрите на все со стороны. Что-то не так, но что именно, определить сложно. Это заставляет вас чувствовать себя отделенным от других, потерявшим связь с окружающим миром, как будто вы не получаете от жизни того удовольствия, которое должно в ней присутствовать.

Я обнаружила, что большинство людей, подвергшихся эмоциональному пренебрежению, из тех, кто приходит в терапию с жалобами на тревогу, депрессию или семейные проблемы, испытывают это ощущение пустоты в той или иной форме.

Обычно пустота бывает хронической, она становится неотъемлемой и привычной частью жизни человека. Трудно бывает представить себе, что заставляет человека так себя ощущать. А причина лежит в отсутствии эмоциональной обратной связи от родителей в детстве.

Здесь я хотела бы напомнить вам, что человек так устроен, что ему необходимо испытывать эмоции. Если родители проявляют пренебрежительное отношение к эмоциям ребенка, а в дальнейшем подобное же пренебрежение продолжает проявлять сам человек, в системе происходит «короткое замыкание» и она «выходит из строя».

Представьте себе мороженое без сахара или компьютерную программу, из которой убрали некоторые основные команды. Именно так неправильно работает человеческая психика, когда из нее вытеснили эмоции.

Во многих отношениях пустота и бесчувственность хуже, чем боль. Я слышала от многих людей, что они бы лучше предпочли чувствовать хотя бы что-нибудь, чем ничего. Заметить, осмыслить и сформулировать отсутствие чего-либо очень трудно. А если вам удастся найти слова, чтобы описать переживаемую пустоту в разговоре с другим человеком, ему будет очень сложно понять вас.

Бесчувственность для большинства людей — то же самое, что ничто. А ничто — это ничто, ничего плохого и ничего хорошего. Однако с точки зрения того, как человек функционирует внутри себя, ничто — это определенно что-то. Пустота или бесчувственность — это вполне определенное чувство. Чувство, присутствующее в человеке, то, как человек ощущает себя самого. Согласно моим наблюдениям, это чувство может быть очень сильным и интенсивным. На самом деле, оно обладает силой заставлять людей, стремящихся освободиться от него, совершать весьма экстремальные поступки».

Читайте также:  Идеальный мужчина: качества и особенности супер-парня

Возрождение чувств

«Были у меня такие состояния. Приходилось заставлять себя жить. Через усилие шла и делала что-то. Через пелену, через замороженность. Выгнала себя в мир. Начала жить. Просто очень хотелось быть нормальной».

«Когда училась в школе, были проблемы дома, с родителями. Тоже радость от жизни ушла. Но поделилась с другом, рассказала ему все, сказала, что хочу снова почувствовать радость. Он вечером принес котенка. Я начала заботиться о нем и постепенно вытянула себя из этого состояния. Не нужно сдаваться. Всегда есть люди и ситуации, в которых вы нужны».

Направление наружу от зацикленности на себе и своих состояниях — верное. Но без осознания причин и способов заполнения эмоциональной пустоты такие действия редко дают результат. Стойкое избавление происходит через системный психоанализ. Вы можете сделать это самостоятельно на тренинге «Системно-векторная психология».

Что дает тренинг:

  • Осознание детских травм, особенностей воспитания в семье, последствий стрессов. За счет этого происходит избавление от их влияния на жизнь. Когда негативные программы выводятся из тайников бессознательного на свет, это лишает их влияния на вас. Слезы очищения на тренинге открывают чувства, дают к ним доступ.

  • Понимание себя, своих желаний, степени их реализации. Вы начинаете видеть, чего на самом деле хотите и как правильно реализовать свои желания, чтобы они не создавали психологических проблем. Вы обретете смысл жизни, потому что без него невозможно почувствовать себя счастливым.

  • Выход из сосредоточенности на себе в сосредоточенность на людях, на мире. Во время тренинга это случается само собой: в процессе изучения психологии другие люди естественным образом становятся вам интересны. Они начинают вызывать симпатию, эмоциональную привязанность, любовь, отсутствие которых и вызывало уныние и апатию.

Все это поможет обладателям как зрительного, так и звукового вектора. Первые наконец-то поймут, что мешало им реализовывать их природное предназначение — сопереживать, любить. Вторые обретут смысл жизни, найдут ответы даже на неразрешимые вопросы и, если захотят, найдут единомышленников, а вместе с этим вернутся и все краски жизни.

Возрождение чувств

Об этом рассказывают те, кто прошел тренинг.

До тренинга Дина была настолько сосредоточена на себе, что не чувствовала эмоций. Даже шутки казались ей несмешными. Она притворялась, что радуется жизни. Впервые после тренинга она почувствовала себя живой:

Антон видел, что окружающие его люди счастливы. Умом он понимал, что счастье есть, но сам его не испытывал. После тренинга он почувствовал интерес к жизни, к людям и наконец-то ощутил счастье, удовлетворение от реализации:

Юлия ходила на работу как робот, делала ее хорошо, но ничего не чувствовала. Жизнь продолжалась, она так же ела, пила, ходила в спортзал, но внутри понимала, что умирает. Когда она проходила тренинг, ей стало казаться, что деревья становятся зеленее, а птицы поют звонче. Стала появляться радость…

Тренинг «Системно-векторная психология» помогает обрести способность глубоко чувствовать, навык радоваться жизни, каждому ее мгновению, легкому дуновению ветерка и каплям дождя на лице. Жизнь не так длинна, чтобы проводить ее в унынии.

Естественный отбор

Экономическая и социальная успешность сильно влияет на репродуктивный успех. Это ведь неполиткорректная тема, и исследований на этот счет не очень много, но они есть. Те работы, которые проводились в этой области, показывают нам, что до середины 19 века вроде бы был положительный отбор по признакам, ассоциированным с жизненным успехом, а потом пошел отрицательный отбор.

То есть раньше успешные, богатые и образованные люди давали больше потомства, чем бедные и необразованные. А после середины 19 века неудачники стали размножаться быстрее, чем успешные и образованные. Возможные причины таких изменений понятны. С одной стороны, произошло развитие медицины, появились антибиотики, то есть до зрелого возраста стали доживать почти все дети. Исчезла ситуация, когда у бедняков дети погибают, а у богачей выживают, более-менее все стали выживать. То есть обеспеченность родителей перестает влиять на естественный отбор.

Читайте также:  Детская шизофрения может появиться из-за грубого отношения к ребенку

Второй фактор: у людей появилась возможность планировать появление детей и откладывать этот момент до тех пор, когда им будет наиболее комфортно. Особенно сильно это оказало влияние на появление потомства у успешных и образованных людей. Именно они нуждались в инструменте, который позволил бы им планировать появление потомства.

В итоге самые успешные и образованные люди откладывают момент появления детей или вообще отказываются давать потомство, они хуже размножаются. А менее образованные и менее успешные в прежнем режиме воспроизводят потомство.

Ряд последних исследований был посвящен тому, чтобы узнать: как уровень образования, то есть количество лет, потраченных на учебу, влияет на появление потомства и его генотип.

Оказалось, что в современных развитых обществах уровень образования — это признак с высокой наследственностью, то есть фактор получения высокого уровня образования сильно зависит от генов. Кроме того, генные аллели, которые влияют на предрасположенность к высшему образованию, также влияют на качество здоровья, интеллект и повышают шансы прожить долгую жизнь. При всем при этом эти гены снижают плодовитость.

Кстати, необязательно те, кто предрасположен к высшему образованию, его получат. Но при этом они будут менее репродуктивны. Статистика говорит, что люди, обладающие высокой предрасположенностью к получению хорошего образования, гораздо меньше производят потомства до 30 лет. То есть они начинают рожать после 30-ти, а поскольку репродуктивный возраст женщины ограничен примерно 40 годами, то времени для оставления потомства мало. 

К сожалению, сегодня идет отбор на ухудшение генетического базиса нашего интеллекта. В 2013 г. провели исследование на 110 тыс. исландцах и оказалось, что гены подвергаются отрицательному отбору. Исследования исландских генетиков показали, что мир будущего, где будут одни дураки или люди с меньшими интеллектуальными способностями — весьма реален. Многие это подозревали.

Культурно-социально-экономическое и научное развитие человеческой цивилизации приводит к тому, что естественный отбор начинает работать против нас. Есть некоторая опасность, что человечество пойдет или уже идет по пути генетической деградации. 

Некоторые генетики раньше говорили, что в варварском обществе идет естественный отбор на улучшение человеческой породы. Варвары создают цивилизации, строят могучие империи, и в какой-то момент складываются условия для отрицательного отбора, цивилизация деградирует и снова впадает в варварство. А затем снова по кругу. 

Конечно, социально-культурное развитие компенсирует генную деградацию. Во второй половине 20 века, несмотря ни на что, реальный уровень образования населения не снижался, как предрекали генетики, а рос. То есть люди получают все больше возможностей для интеллектуального роста и развития способностей, но вот на генном уровне предрасположенность к высокому интеллекту снижается. В какой-то момент культурное развитие не сможет компенсировать генную деградацию. 

При нынешних темпах снижение IQ популяции за 500 лет составит 15 баллов, а падение IQ популяции на 30 баллов — это почти наверняка конец, крах цивилизации, варварство и возвращение на деревья. 

Ты чувствуешь себя загнанным в угол

Когда ты чувствуешь себя эмоционально опустошенным, тебе трудно изменить свой взгляд на какую-либо проблему. Если ты пытаешься найти выход из ситуации, связанной с работой, отношениями или другими сферами жизни, эмоциональная опустошенность может стать твоим сдерживающим фактором для создания позитивного взгляда на происходящее.

В какой-то момент все мы чувствуем, что застряли в жизненной проблеме. Это и есть первый признак эмоционального истощения.

Решение:

Один из способов избавиться от признака эмоционального истощения — обратиться за помощью. Это может быть беседа с лучшим другом или членом семьи, или, если эмоциональное опустошение не проходит длительное время, ты можешь обратиться за специализированной помощью.

10 стратегий, которые помогут тебе двигаться вперёд, когда ты в тупике

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.

Читайте также:  7 способов хорошо провести время на свидании

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.
Диагностика СДВГ

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Диагностика слабоумия у ребенка

Полная информация о родах и беременности матери, сбор анамнеза (в том числе семейного), оценка общего и физиологического развития ребенка – это база, на которой основано диагностирование слабоумия у детей.

Поэтому определение психического развития (помимо выраженной идиотии и имбецильности) бывает осложнено, но при этом специалисту нужно максимально четко диагностировать симптоматику (зачастую неспецифичную) и определить связь клинической картины с причиной для задержки умственного развития.

В этом иногда помогают анализы крови – биохимический, общий, на RW, AntiHSV-IgM, на ферменты, CMV (цитомегаловирус) и токсоплазму, генетическое исследование, анализ мочи на аминокислоты и т. п. И лишь инструментальное обследование головного мозга – МРТ, КТ и энцефалография – сможет определить наличие черепно-мозговых нарушений.

Правильность диагностирования патологии умственного развития может обеспечить дифференциальное обследование, поскольку множество болезней и состояний (шизофрения, эпилепсия и т. д.) частично имеют похожую психоневрологическую симптоматику.

В большинстве стран мира определение слабоумия у детей производится согласно созданному Американской ассоциацией психиатров (APA) руководству по диагностики Statistical and Diagnostic Manual of mental disorders (DSM), и основывается на трех основных факторах: доказательствах того, что ограничения умственного развития стали очевидными в подростковом или детском возрасте, значительных ограничениях в одной или нескольких сферах адаптивного поведения и дефиците общих умственных возможностей.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

Упражнение «Покажи эмоцию»

Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Игра «Я радуюсь, когда….»

Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

Избавляемся от гнева

В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

Вот всё, что нужно знать родителям об эмоциональном интеллекте ребёнка и необходимости его развития. Если вы хотите воспитать счастливого и успешного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром, научите его понимать себя и других!

4