«Картина маслом» или чем отличаются дилетанты от талантов.

Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.

О задатках

Итак, задатки – это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки – понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.

Типы способностей

Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные :

  • Творческие (музыкальные, литературные, художественные);

  • Инженерные

  • Коммуникативные

  • Научные (математические, лингвистические, и т.д.)

  • Мнемические (способности к запоминанию)

  • Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).

Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.

Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?

Талант и гениальность — это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.

Читайте также: 

Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.

А гениальность — это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность — это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.

Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.

Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как «талантливые дети», предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей — к интеллектуалам.

Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность — это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.

Так ли плоха посредственность?

Хотелось бы вернуть достоинство и придать верное звучание слову посредственность. Почти до XIX века это слово не носило уничижительного характера. И означало – нормального, среднего человека, способного жить по средствам, на свои средства, обеспечивать себя и свою семью.

В русском языке слово «посредственность» произошло от прилагательного «средний», «срединный». В латыни есть понятие Aurea mediocritas – «золотая посредственность, золотая середина».

Качества посредственности, вытекающие из ее свойств, – это ее устойчивость, причем устойчивость во времени, постоянство, обладание определенными умениями, мастерством. Большинство благ нашей жизни создано и обеспечивается посредственностями, которые ежедневно, постоянно, своевременно и умело делают свою работу. Таким образом, посредственность является еще одним полноправным измерением творческой жизни.

Читайте также:  7 признаков, выдающих одинокого человека

Качества посредственности жизненно необходимы как гению, так и таланту. Чтобы гениальная идея воплотилась в жизнь, необходимы сверхусилия таланта, а также мастерство, постоянство и своевременность посредственности.

Нельзя одно заменить другим. Так, можно бесконечно генерировать идеи, но без их разработки и воплощения они останутся просто идеями. Можно бесконечно повторять усилия, но это может не дать результата без новой инициативы, свежей идеи. Избытком средств нельзя компенсировать недостаток оригинальности и уникальности.

Важно принимать, поддерживать и осваивать все три измерения творческой жизни: инициативу гениальности, сверхмотивацию и уникальность таланта и заботу о средствах посредственности. Своевременное, умелое и уместное использование каждого элемента творческой жизни и образует такую систему, которую мы называем полноценной. И именно она так близка к состоянию счастья.

гениальностьгенийсамовыражениесамооценкаталантталантливые людитворчествоэмоции

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Читайте также:  Невербальное общение — что это такое в психологии

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.