Проблема гениальности по сей день является одной из нерешенных загадок.
О задатках
Итак, задатки – это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки – понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.
- Одаренность, талант, гениальность с …
- Одаренность, талант, гениальность с …
- 5. Понятие способности и происхождение …
- Психологические аспекты одаренности …
Типы способностей
Способности делятся на общие (к которым причисляют общий интеллект, креативность и обучаемость) и более специальные :
-
Творческие (музыкальные, литературные, художественные);
-
Инженерные
-
Коммуникативные
-
Научные (математические, лингвистические, и т.д.)
-
Мнемические (способности к запоминанию)
-
Имажитивные (яркое, хорошо развитое воображение).
Результаты психогенетических исследований показали, что от наследственности зависят в основном общий интеллект и некоторые специальные (например, математические) способности. В то же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды.
Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными?
Талант и гениальность — это качества человека, которые могут одновременно встречаться в одном человеке. Однако это очень редкое явление.
Талантом обычно называют выдающиеся способности человека, высокую степень его одаренности в какой-то определенной области.
А гениальность — это высшая ступень равития таланта. Она подразумевает создание новых изобретений, творений, открытий. Гениальность — это абсолютная противоположность подражанию, это всегда что-то новое и великое.
- Психологические аспекты одаренности …
- Психологические аспекты одаренности …
- Гениальность и талант – что это такое …
- Презентация на тему: «Выполнила …
Ученые утверждают, что каждый человек обладает огромным количеством возможностей и способностей, однако не все их используют, а если и используют, то это обычно 1% всех возможностей, дарованных свыше.
Гениями всегда признавали тех людей, которые наделены сверхчеловеческими способностями и склонностями. А такое понятие, как «талантливые дети», предполагает лишь потенциальные возможности развития личности. Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей — к интеллектуалам.
Как бы то ни было, согласно Рубинштейну, все специфические способности человека на самом деле являются различными проявлениями его общей способности к труду и обучению. Талант и гениальность — это два неравнозначных понятия, хотя они во многом перекликаются.
Так ли плоха посредственность?
Хотелось бы вернуть достоинство и придать верное звучание слову посредственность. Почти до XIX века это слово не носило уничижительного характера. И означало – нормального, среднего человека, способного жить по средствам, на свои средства, обеспечивать себя и свою семью.
В русском языке слово «посредственность» произошло от прилагательного «средний», «срединный». В латыни есть понятие Aurea mediocritas – «золотая посредственность, золотая середина».
Качества посредственности, вытекающие из ее свойств, – это ее устойчивость, причем устойчивость во времени, постоянство, обладание определенными умениями, мастерством. Большинство благ нашей жизни создано и обеспечивается посредственностями, которые ежедневно, постоянно, своевременно и умело делают свою работу. Таким образом, посредственность является еще одним полноправным измерением творческой жизни.
Качества посредственности жизненно необходимы как гению, так и таланту. Чтобы гениальная идея воплотилась в жизнь, необходимы сверхусилия таланта, а также мастерство, постоянство и своевременность посредственности.
Нельзя одно заменить другим. Так, можно бесконечно генерировать идеи, но без их разработки и воплощения они останутся просто идеями. Можно бесконечно повторять усилия, но это может не дать результата без новой инициативы, свежей идеи. Избытком средств нельзя компенсировать недостаток оригинальности и уникальности.
Важно принимать, поддерживать и осваивать все три измерения творческой жизни: инициативу гениальности, сверхмотивацию и уникальность таланта и заботу о средствах посредственности. Своевременное, умелое и уместное использование каждого элемента творческой жизни и образует такую систему, которую мы называем полноценной. И именно она так близка к состоянию счастья.
гениальностьгенийсамовыражениесамооценкаталантталантливые людитворчествоэмоции
Одаренность и ее роль в жизни человека
В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
- Способности человека с точки зрения …
- Психологические аспекты одаренности …
- Одаренность, талант, гениальность …
- Психологические аспекты одаренности …
- наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
- способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
- гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
- высокий уровень логического мышления;
- развитое образное мышление и воображение;
- способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.