Бактерии паразиты: виды, примеры, места обитания

Взрослый человек имеет до 4кг разных микроорганизмов, из них больше половины – микробы, приносящие пользу, населяют кишечный тракт, обеспечивают нормальное пищеварение. Еще килограмм бактерий распространён по всему организму.

Открытие хороших бактерий

Люди уже несколько столетий занимаются изучением бактерий — первые упоминания о них появились в 1683 году.

Открытие хороших бактерий

В 19 веке Роберт Кох выявил взаимосвязь между патогенными бактериями и заболеваниями: сибирской язвой, туберкулезом и холерой. Из-за этого ученые долго думали, что все бактерии опасны для человека. Только недавно научное сообщество пришло к единогласному мнению о том, что многие из них необходимы для поддержания здоровья.

5 заболеваний, на развитие которых влияет микробиота

Бактерии микробиоты кишечника вне привычной среды быстро погибают. Из-за этого было сложно оценить сообщество микроорганизмов и его функции в Чашке Петри. Но с появлением доступных генетических исследований все изменилось — сегодня с помощью анализа ДНК можно изучать все бактерии в образце, даже погибшие.

Открытие хороших бактерий

Тесты Атлас основаны на технологии секвенирования гена бактерий 16S rRNA, которая позволяет идентифицировать все бактерии в образце.

Царство бактерии — общая характеристика

Царство «Бактерии» состоит из бактерий и сине-зеленых водорослей, общая характеристика которых заключается в малой величине и отсутствии разделенного мембраной от цитоплазмы ядра.

Царство бактерии — общая характеристика
  • Кто такие бактерии
  • Кто их открыл
  • Чем питаются
  • Представители бактерий
  • Как размножаются настоящие бактерии
  • Бактерии симбионты
  • Почему бактерии выделяют в особое царство
  • Самые древние бактерии
  • Функции бактерий
  • Запасное вещество бактерий
  • Главный признак бактерий
  • Почему представителей царства бактерии относят к прокариотам
  • Как бактерии переносят неблагоприятные условия
  • В какой среде обитают паразитические бактерии
  • Заключение

Пробиотики не так хороши, как считается

В последнее время во всём мире наблюдается повальное увлечение пробиотическими (состоящими из микроорганизмов) добавками к пище: многие принимают их после курса лечения антибиотиками, полагая, что это дарует им здоровье. Насколько их применение оправдано?

«Сама концепция восстановления микрофлоры после использования антибиотиков хороша, — считает Блейзер. — Но наивно считать, что принимая пробиотики, содержащие один или несколько видов микроорганизмов, можно добиться впечатляющих результатов — у нас в организме тысячи разновидностей!». Учёный считает, что продавцы пробиотиков преувеличивают положительный эффект от своих препаратов.

«Возможно, в будущем у нас появятся пробиотики, способные побеждать болезни, но до этого пока далеко — эта отрасль слишком молода», — подытоживает микробиолог.

Роль бактерий в превращении фосфора, железа и серы

В белках и липидах содержится большое количество фосфора, минерализация которого осуществляется Вас. megatherium (из рода гнилостных бактерий).

Железобактерии участвуют в процессах минерализации органических соединений, содержащих железо. В результате их деятельности в болотах и озерах образуется большое количество железной руды и железомарганцевых отложений.

Серобактерии живут в воде и почве. Их много в навозе. Они участвуют в процессе минерализации серосодержащих веществ органического происхождения. В процессе разложения органических серосодержащих веществ выделяется газ сероводород, который крайне ядовит для окружающей среды, в том числе для всего живого. Серобактерии в результате своей жизнедеятельности превращают этот газ в неактивное безвредное соединение.

Рис. 9. Несмотря на кажущуюся безжизненность, в реке Рио Тинто жизнь всё-таки есть. Это различные, окисляющие железо, бактерии и множество других их видов, которые можно встретить только в этом месте.

Рис. 10. Зелёные серобактерии в колонне Виноградского.

Значение бактерий паразитов в природе и жизни человека

Бактерии-паразиты выживают благодаря взаимодействию с живыми особями. Часть является причиной заболеваний животных и человека (чумы, туберкулеза, сепсиса, менингита, холеры и др.), другая часть — растений. Такие бактерии способны к спорообразованию и так длительный период времени (десятки лет) сохраняют жизнеспособность.

В России борьба с различными инфекционными заболеваниями: дифтерией, скарлатиной, туберкулезом и др. достаточно успешна. Для разных групп заболевания проводятся особые оздоровительные мероприятия.

Так в борьбе с дифтерией основную роль играют прививки, а при инфицировании туберкулезной палочкой — терапия специальными лекарственными средствами вместе с гигиеническим режимом и организацией специализированных отделений, госпиталей и санаториев. Препятствие к распространению кишечных инфекций (бактериальная дизентерия) заключается в лечении больных, борьбе с загрязнением окружающей среды возбудителями болезней.

При трансмиссивных инфекционных заболеваниях (эпидемический сыпной тиф и др.) оздоровительные мероприятия направляются на выявление и лечение больных людей и животных, и уничтожение переносчиков.

Не все так радужно

Теперь немного о минусах. Бактерии далеко не всегда бывают розовыми и пушистыми. Именно им мы обязаны многими болезнями, а до тех пор, пока не научились их обнаруживать и хоть как-то с ними бороться, то и страшнейшими эпидемиями, типа оспы, чумы или холеры.

В желудке у большей половины человечества живет не так давно открытая бактерия хеликобактер пилори. Ученым, доказавшим вину этой «преступницы» в заболеваниях кишечника (язва, гастрит), даже вручили Нобелевскую премию, настолько важным было это исследование.

И вот буквально на днях появилась информация о том, что в желудке (вернее, его остатках) знаменитого тирольского ледяного человека Эци (мумия, найденная в Альпах в 1991 г.), жившего 5300 лет назад, нашли следы ДНК хеликобактера. В наши дни различают несколько штаммов этой бактерии, привязанных каждый к своему региону: африканский, азиатский и гибрид этих двух – европейский. Оказалось, штамм бактерии в теле Эци имеет азиатское происхождение, хотя должен был быть европейским. Открытие ставит под вопрос историю заселения Европы и временные рамки расселения народов.

Какие анализы нужны для обнаружения паразитов

Обнаружить присутствие в организме гельминтов позволяет исследование крови и кала. Паразиты, живущие в кишечнике, размножаются с помощью яиц или целых отсеков с большим количеством яиц, которые выделяются вместе с испражнениями. Так больной человек становится распространителем паразитов. Анализ кала проводится с целью обнаружения яиц глист и позволяет определить наличие гельминта и его вид (острицы, цепень и др.).

Бактерии паразиты. Поскольку активная жизнедеятельность паразита проявляется выделением токсичных веществ и сенсибилизацией организма, в анализе можно увидеть характерные изменения формулы крови. Общий анализ крови помогает обнаружить повышение уровня эозинофилов и реже анемию. Это исследование позволяет заподозрить или подтвердить наличие паразитарного заболевания без уточнения вида паразита.

Анализ кала далеко не всегда бывает информативен. Отсутствие яиц глист в кале даёт основания исключить только некоторые виды гельминтозов.